Ростовский музыкальный театр предложил прохожим путешествие в средневековую Францию

Реконструкторы из военно-исторических клубов дают уроки боя на мечах.

Старинная пушка у театрального входа, фрагмент крепостной стены и своего рода рыцарский привал с выставкой оружия и доспехов – не то зрелище, которое видишь каждый день. Многие, проходя мимо, замедляют шаг, а самые любознательные сворачивают сюда, чтобы разузнать, что всё это значит.

Разгадка такова: Ростовский музыкальный театр завершает работу над первой в России масштабной постановкой оперы Верди «Жанна д’Арк». Надеется, что эта премьера станет событием всероссийского значения и выходит в народ, чтобы приобщить к неординарному событию больше людей.

Пушка и увитая плющом стена – это, сразу ясно, фотозоны. Рыцарский привал – и фотозона, и то место, где можно словно погрузиться в эпоху Жанны д’Арк. Здесь реконструкторы из Новочеркасского военно-исторического клуба Rehberg и ростовского «Эльтра» помогают желающим примерить рыцарские доспехи и дают уроки боя на мечах.

Как ни странно, сверкающие на солнце шлемы и мечи привлекают прежде всего женский пол. Первой гостьей рыцарского привала стала ростовчанка, назвавшаяся Галиной. Новочеркасские реконструкторы облачили ее в рыцарские доспехи, а ростовские показали, как рубиться на мечах. Не проявив такого женского желания посмотреться в зеркальце, Галина стала закреплять на практике урок боевого искусства. Правда, осваивать навыки владения холодным оружием ей, как и другим добровольцам, предложили на безопасных цилиндрических тямбарах.

– Тяжелы были рыцарские доспехи во времена Жанны д’Арк? – интересуюсь у Руслана Ибраимова из «Эльтры», облаченного по средневековым воинским канонам.

– Килограммов тридцать – сорок.

– Ого! Как же семнадцатилетняя Жанна носила на себе такую тяжесть да еще разила врагов в бою? Меч ведь тоже весомый…
– Когда надеваешь доспехи, их тяжесть не так ощутима. А Жанна, мне думается, в бою с врагами не билась. Ее миссия, как Божьей избранницы, заключалась во французском войске в том, чтобы вдохновлять на битвы с англичанами уже одним своим присутствием.

Другая гостья привала – Марина, как оказалось, живет неподалеку. Шла в булочную, но неожиданные живые картины «с рыцарями и пажами» заставили изменить маршрут. Марина долго разглядывала огромную шипастую рыцарскую перчатку и не устояла перед соблазном ее примерить.

– Я в этом театре предпочитаю оперетты, – сказала мне Марина. – Оперы, да еще с таким ужасным финалом (кивок в сторону афиши, на которой девушка, объятая пламенем) – не для моих нервов.

Стоит заметить, что жизнь и смерть Жанны д’Арк за несколько столетий обросли множеством легенд. Джузеппе Верди и его либреттиста Фемистокла Солеру вдохновляла версия, согласно которой Жанна не приняла мученическую смерть на костре как еретичка, а бежала из тюрьмы и получила смертельное ранение на поле боя. Она умерла на руках любимого короля Карла VII, которому помогла короноваться и занять французский престол. В этой версии Жанна влюблена в своего молодого монарха.

Режиссер постановки народный артист России Юрий Александров убежден, что наступает время, когда на сцене снова будут востребованы герои в истинном смысле этого слова. Хотя опера «Жанна д’Арк» о национальной французской героине, Александров считает, что она способна не только вызвать у зрителей интерес к этой драматической средневековой истории и связанной с ней мистике, но и пробудить патриотические чувства. Ведь главный движущий мотив Жанны – это любовь к родине.

Кстати, и для итальянца Верди важной была именно эта тема. Но почему его опера о французской героине, спустя полвека после ее написания прославленной в лике святых, не ставилась прежде в России?

Это произведение и на Западе мало известно. Вернее всего его затмили своим блеском более поздние шедевры маэстро. А, возможно, тогда еще не пришло время для таких, как в этой опере, сюжетов, которые сегодня называют клиповыми.

…На официальном сайте Ростовского музыкального театра появились часы, отсчитывающие дни, часы, минуты и секунды до начала премьеры «Жанны д’Арк», назначенной на вечер 17 июня. 

Первую возможность совершить маленькое путешествие в средневековую Францию Ростовский музыкальный предоставил прохожим за восемь дней до премьеры. В минувшие выходные желающие еще дважды могли получить такие «путёвки». Причем один раз это происходило в парке Революции. 

Очень может быть, что предпремьерный выход в народ теперь войдет в Ростовском музыкальном в традицию.