Встречаются  в центре донской столицы  удивительно сохранившиеся уголки  старого города, где  кажется,  что попал в Ростов конца XIX века

Дом по Островского, 86 — выявленный памятник. А ремонтируют его, нарушая закон, как обычное здание.

Именно так чувствуешь себя в переулке Островского – здесь сохранились сразу несколько домов, представляющих, как утверждают эксперты,  несомненную историко-культурную ценность. Однако в областном министерстве культуры думают иначе.

Расположены все четыре здания  по переулку Островского между улицами Горького и Красноармейской. Построены примерно в одно и то же время в  «кирпичном стиле» эклектики и образуют вместе со зданием бывшей женской гимназии Т.Г. Берберовой единый ансамбль. Строились они как доходные дома, сохранились  фамилии их владельцев. Дом № 80 принадлежал  С.И. Сыроедову, № 84 – А.М. Швыреву, № 86 – И.А. Лангберту, № 90 –  В.С. Молчановой.  Сегодня  это – крепкие жилые здания, придающие этой части переулка Островского  очарование старого Ростова. Стоят они в ряд, занимая фактически целый квартал. Вот куда надо водить туристов, которые наводнят  Ростов в 2018 году, приехав  на чемпионат мира по футболу!

Переоценить очарование кварталов старого Ростова трудно. Но не факт, что все это увидят потомки нынешних ростовчан.С идеей поставить эти здания на госохрану как объекты архитектурно-градостроительного наследия и обратились в областное министерство культуры государственный эксперт по объектам культурного наследия Любовь Волошинова и  кандидат архитектуры доцент Академии архитектуры и искусств ЮФУ Артур Токарев. Было это в июле 2015 года.

В августе того же года министерство культуры РО пообещало организовать работу по установлению историко-культурной ценности зданий. 

Результатов ждали долго – 8 месяцев. Не дождавшись, написали письмо заместителю губернатора И.А. Гуськову. Подействовало. В конце апреля из минкульта сообщили, что  работа по установлению историко-архитектурной ценности зданий хоть и с опозданием, но проведена. В результате из четырех строений в перечень охраняемых объектов включено лишь одно – дом № 86 по пер. Островского. Остальные три здания оказались,   по мнению минкульта, недостойны госохраны. Почему, если все они равноценны? Ответа на этот вопрос нет.

Переоценить очарование кварталов старого Ростова трудно. Но не факт, что все это увидят потомки нынешних ростовчан.Непонятно, как можно было проигнорировать при этом мнение   самого компетентного человека в этом вопросе – госэксперта по объектам культурного наследия областного минкульта Л. Волошиновой? Кто, если не она,  определяет ценность исторических  зданий  в Ростове?

Оставив эти объекты без охраны, минкульт фактически обрекает их на судьбу  их недавнего соседа – здания ростовской студии кинохроники. О сносе его все теперь горько сожалеют – как неудачно получилось: пока минкульт проводил экспертизу – достойно ли здание Л. Эберга стать памятником или нет – собственник проворно снес его… 

Такой подход  на руку лишь тем, кто приобретает  старые здания с единственной целью – пустить их на слом и получить в центре Ростова строительное пятно.  Складывается впечатление, что в областном министерстве культуры с большой неохотой  пополняют списки охраняемых объектов. Так, в 2015 году в  донской столице под охрану взято одно-единственное здание – Дом актера. В Краснодаре между тем ежегодно в охранные списки попадают от 50 до 100 вновь выявленных объектов культурного наследия…

Да и судьба тех зданий, которые все же попали в Ростове  под охрану, мало радует. Вот недавно  приступили – в рамках подготовки города к чемпионату мира по футболу –  к капитальному ремонту и вновь выявленного объекта охраны,  дома № 86 по пер. Островского. Забыли, очевидно, что по закону капремонт неприменим к памятникам – только реставрация?  Здесь уже  полным ходом идут недопустимые работы: карниз из белого камня мажут шпатлевкой,  осколочные выбоины в кирпиче времен войны маскируют пенополистиролом, который, как утверждают специалисты, продержится недолго…

Не будет ли Ростов бледно выглядеть на фоне соседей при  нынешнем отношении к его истории и культуре?