Есть в Японии женщина, которая не меньше 100 раз, наверное,  смотрела за последнюю пару лет видеозапись  балета Ростовского музыкального театра «Лебединое озеро». Ее зовут госпожа Ито.

Госпожа Ито давно любит и музыку Чайковского, и «Лебединое озеро», и вообще балет. Однако столь частые просмотры именно этого спектакля объясняются особой причиной: партию Одетты в нем танцует  ее дочь Мари.

В России имя балерины-японки Ито часто звучит на французский манер: МарИ — с ударением на последнем слоге. На самом деле она Мари.

- Мари – это по-японски маленький прыгучий мячик, - не устает объяснять балерина происхождение своего имени. - Когда мои родители были молоды, появилась мода называть детей  именами не традиционными, а оригинальными, с зашифрованным в них пожеланием. Моего брата назвали Хуяко - то есть Зимним дубом, чтобы стал таким же крепким и выносливым. А меня - Мячиком-мари, чтобы всегда была веселенькая, подвижная.

Супруги Ито были танцовщиками, работали в токийском «Дисней-лэнде», где и познакомились. Когда Мари было три года, они отвели ее в хореографический кружок.

Еще тогда, в детстве, Мари услышала слова, которые запали ей в душу: «Если хочешь достичь успеха в танце, каждый день тренируйся, усердно работай, не жалуясь на усталость и  кровавые мозоли».

В Токио приезжали на гастроли балетные труппы из России,  и госпоже Ито случалось бывать с дочерью на их выступлениях. Она мечтала увидеть когда-нибудь дочь в красивой, как у них, пачке  на балетной сцене, но  это все же казалось нереальным. Тем более что в Японии нет хореографических училищ, в которых учили бы этому искусству.

Но когда Мари исполнилось 18 лет, в Токио приехали педагоги знаменитого  на весь мир вагановского балетного училища, чтобы отобрать для обучения в Петербурге юных талантливых японцев. 

- Это твой шанс, ты не должна его упустить, - наставляла госпожа Ито дочь по дороге на кастинг.

Мари оправдала мамины надежды и вошла в шестерку тех счастливцев, которых ждала теперь дорога в Петербург. Вот только жизнь в чужой стране показалась Мари куда тяжелее, чем она могла себе представить. Занятия в сравнении с прежними  тренингами в токийской хореографической студии были изнурительны, русский язык не давался, русская кухня так не понравилась, что Мари и  не надеялась к ней привыкнуть. Спасали только йогурты и фрукты да мамины посылки с рисом.

Узнав, что на свои первые зимние каникулы дочь собирается приехать домой, госпожа Ито решила, что должна ее от этого отговорить. Ведь Мари пребывает в таком настроении, что, расслабившись дома, может и не захотеть вернуться в Питер. Госпожа Ито напомнила дочери о том,  что надо уметь достигать свои цели и сообщила:  ждет ее возвращения не раньше, чем через полгода.

Мама снова оказалась права. Миновало еще полгода, и Мари, хотя кардинально ничего вокруг нее не изменилось, уже сама ни за какие коврижки не отказалась бы от учебы в вагановском балетном училище.

Ныне у Мари есть любимые русские блюда. Некоторые из них она и сама теперь  готовит. К примеру, борщ, варить который ее  научил  сердечный   друг Арсений Исмаилов, плов с курицей, неведомый в Японии суп с фрикадельками.

Но посылки с рисом госпожа Ито отправляет дочери по-прежнему.

- Рис я очень люблю и от хорошего качественного риса никогда не полнею, сколько бы ни съела,  - говорит Мари. - Но такого риса, как в Японии, я в России еще не встречала.

- Зеленый чай тоже получаете с родины?

- Чай покупаю здесь, хотя найти качественный тоже непросто. Почему-то в  России зеленый чай стараются с чем-то смешать, придумывают всякие  добавки: фруктовые, травяные, с пряностями. В Японии зеленый чай пьют  без добавок и вовсе не целыми днями, как у вас многие себе представляют.

- В Ростове вы уже скоро три года. Удалось обнаружить  места, которые немножко напоминали бы Японию?

- Пожалуй, это интерьеры некоторых ресторанов.

Я очень люблю цветущие весной деревья. В Токио вокруг сакур в цвету собирается много  народа. Люди приходят к деревьям, как на пикник, захватывая с собой что-то вкусненькое. 

У вас к цветущим деревьям отношение более спокойное, но мы с Арсением, когда выпадает свободное время, ими любуемся. В отличие от Ростова в Питере и Петрозаводске меньше было такой возможности.

На сцене Петрозаводского музыкального театра Мари Ито делала свои первые шаги в профессии. Так сложилось, что в последние годы сцена этого театра стала стартом в профессию для нескольких балерин-японок, которые, как и Мари, учились в Питере, в вагановском.

В Петрозаводске Мари познакомилась с молодым танцовщиком родом из Перми Арсением Исмаиловым. Два года они состояли в одной труппе, но особого внимания друг на друга не обращали. А потом оба перешли в балетную труппу в Гатчине и…

- Сама не знаю, почему это произошло, - счастливо улыбается Мари, - но однажды я взглянула на Арсения, и мне захотелось сделать ему что-то приятное: приготовить для него что-то вкусненькое, прибрать в его комнате (мы жили тогда в общежитии). Так я и сделала, а Сеня в ответ преподнес мне цветы и конфеты. С этого у нас все и началось.

- В нашем представлении это нетипичный поступок для японки…

- В другой ситуации я, возможно, повела бы себя иначе, но тут иначе было нельзя. У меня характер сильный, активный, а Сеня такой добрый, такой спокойный... Если бы я тогда не сделала первый шаг,  отношения между нами не сложились бы и по сей день.

В Ростов, наслышанные о его музыкальном театре, влюбленные приехали с нехитрыми пожитками и котом Марусем, получившем в младенчестве по ошибке кошкино имя.

«Февраль. Достать чернил и плакать!» - писал наш великий поэт. А Мари два ростовских февраля подарили незабываемые подарки. Она плакала, но от счастья.

В первый раз все было очень загадочно. Накануне Дня влюбленных Мари попросили  в Ростовском  музыкальном прийти  на оперу «Иоланта». Просто посидеть в зале среди зрителей, наслаждаясь музыкой Чайковского. Мари удивилась, но не стала задавать лишних вопросов. А когда герои этой оперы-сказки, пройдя испытания, обрели наконец свое счастье, зрители услышали о желании одного из артистов сделать в этот замечательный день важное для него признание.

Мари увидела Арсения с цветами, сразу все поняла и не сдержала слез.

А февраль нынешнего года подарил Мари заветную роль. Она станцевала главную партию в балете Адана «Жизель».

Постижение характера этой классической героини далось Мари нелегко. Тем дороже был тот благожелательный прием, с которым встретили зрители ее трогательную и такую беззащитную Жизель.

Возможно, теперь в Токио госпожа Ито установит свой маленький рекорд и по количеству просмотров видеоверсии ростовской «Жизели». Вообще у нее уже, должно быть, целая коллекция балетных видео с участием дочери, ведь только на ростовской сцене Мари станцевала партию Офелии в «Гамлете», Надежду в балете по чеховской «Драме на охоте», буквально на днях — Баядерку в программе «Шедевры балета».

Упорства Мари не занимать, и она не хочет останавливаться на достигнутом.