Свой первый игровой фильм новая ростовская киностудия Донливуд снимала на набережной Дона в декорациях «Мосфильма».

«Семья» русского чудо-богатыря.

Трон пустовал. В нескольких шагах от него возвышалось грозная катапульта, которую, впрочем, многие беспечные наши современники принимали за модуль какого-то детского городка аттракционов.

– Царь! Нужен царь! Молодой человек в белой кепочке! Не проходите мимо! Здесь снимается фильм, вы можете сыграть царя.

Молодой человек ( Максим) отказываться от столь лестного предложения не стал. Его проводили в шатер-костюмерную, и вскоре он вышел оттуда в соответствующих новому статусу одеждах с короной на голове.

– Подсадная утка. Кто бы это человека с улицы снимал в кино, – прокомментировала превращение гулявшая по набережной дама.

Честно говоря, и я склонялась поначалу к этой версии. Уж больно легко прохожий согласился сниматься в кино. Дальше – больше: начались съемки эпизода, в котором были задействованы еще три участницы – тоже будто бы из числа просто пришедших на Фестиваль реки Дон. Царю предстояло выбрать невесту из двух кандидаток-хазарянок, которых сопровождала на смотрины их бабушка. Царь попросил невест продемонстрировать свои таланты, спеть что-нибудь. И хазарская невеста, которую бабушка называла Алией, ничуть не смущаясь наставленных на нее объективов кинокамер, запела чистым голосом какую-то мелодичную песню.

Вторая кандидатка в невесты тут же объявила, что снимает свою кандидатуру, потому что лучше ей уже не спеть.

– Поверьте: всех этих людей я вижу впервые, и это просто прохожие, – ответил на мой вопрос о «подсадных утках» Алексей Дронов, артист, известный ростовским зрителям по спектаклям театра «18+». С недавних пор Алексей еще и один из учредителей студии современного театра «Маяк». В этом кинопроекте он участвовал и как артист, и как один из организаторов съемочного процесса.

Эпизод с выбором невесты завершился обещанием царя сыграть свадебку хоть сей же момент. После этого Максим снова быстро переоблачился, и в мгновение ока растворился в толпе. А с царскими невестами и их бабушкой я успела познакомиться. Бабушка-сваха назвалась Ольгой Сергеевной, архитектором. Имена внучек: Алия и Салия она сама придумала. Роль счастливицы Алии сыграла Виолетта, бухгалтер по профессии, а Салии – пока еще студентка Кристина, в будущем – логист. Девушки и в самом деле сестры.

– Виолетта у нас замечательно поет, участвует в вокальных конкурсах, – сообщила мне Кристина.

Царю она пропела колыбельную из популярного турецкого сериала о старинной жизни «Великолепный век». 

– А кто же будет озвучивать этот фильм? – спросила я у Ивана Виноградова-Ивановского, основателя движения «КиноРостов» и одного из создателей этой ленты.

Оказалось, что фильм будет вовсе не о средневековых приключениях, а о том, как снимается кино. Средневековье взято для колорита. Любой желающий может попробовать себя в какой-то роли, пройдя весь тот путь – от кастинга до съемочной площадки, который проделывает настоящий артист. 

Познавательно-развлекательный проект Донливуд – подарок ростовчанам, собравшимся на Фестиваль реки Дон, от его партнера – Международного фестиваля мотивационного кино «Мост искусств» (Bridge of Arts).

– На настоящей съемочной площадке дебютант испытывает несравненно большее волнение? – спрашиваю Мишу Аватесяна, режиссера игровых эпизодов разворачивающейся на ростовской набережной средневековой истории. Ведь самому Мише довелось сниматься и в сериалах, и в ленте, которую создавали с прицелом на Каннский фестиваль.

– Все зависит от атмосферы на съемочной площадке, личности режиссера, – считает Миша. Его собственный кинодебют состоялся на съемках сериала «Все по закону». Кастинг проходил в Ростове, Миша тогда был еще студентом колледжа культуры, хотя и играл уже на профессиональной сцене. Его утвердили на роль сержанта, который тырил спирт из воинской части и продавал его нехорошему человеку. От руки этой темной личности в конце концов и погиб. И так случилось, что съемки эпизодов с Мишиным участием назначили на тот день, когда у него был дипломный спектакль, причем Миша играл в нем главную роль! А ехать надо было в Анапу…

К радости студента, режиссер, узнав о проблеме дебютанта, вошел в его положение. Эпизод сняли позже, а у Миши остались самые лучшие впечатления о первом сотрудничестве с кинематографистами. Теперь он старается, чтобы и простые прохожие, решившие поучаствовать в этих съемках, вспоминали о Длнливуде с удовольствием.

Интересно, что на съемках новоиспеченные артисты не произносили текст роли, а импровизировали.

– Первоначально, – говорит Миша, – была идея написать текст, но, к счастью, от нее отказались. Иначе люди боялись бы что-то забыть, сказать не с той интонацией и держались бы скованно. Импровизация всех раскрепостила.

– То есть простые прохожие не только изображали средневековых жителей, но и придумывали их реплики?

– Ну да: в рамках заданной темы.

Наш разговор был в перерыве между съемками, и то, что происходило в этот момент на съемочной площадке, тоже стоило бы заснять, хотя это было уже совсем другое кино. Вот крепенький мужичок подошел к огромному бревну. Напрягся, чтобы приподнять и… Оказалось, зря старался. Поднять такое бревно и ребенку под силу. Ведь оно из поролона. Тогда он так же, одной левой, хотел сдвинуть с места арбу, и снова промахнулся. Арба тяжелая, из настоящей древесины.

Все эти декорации, включая катапульту, изготовили мастера «Мосфильма». Специально для съемок нового фильма «Коловрат». Помните, был такой русский герой-богатырь, Евпатием Коловратом его звали?

Кто поспособствовал перемещению этих декораций в Ростов, понимаешь, заглянув в выходные данные фильма: в одной из центральных ролей занят Олег Тактаров, президент Международного фестиваля мотивационного кино «Мост искусств».

Фильм «Коловрат» выйдет на экраны в середине ноября.

Фильм, снятый на Фестивале реки Дон, обещают выложить в Сети в ближайшее время. 

Международный фестиваль «Мост искусств» откроется в донской столице во второй раз 24 августа.

А Донливуд? Хорошо бы, чтобы он еще вернулся...