Недавно в России отметили 115 лет со дня рождения великого русского актера Игоря Ильинского.

Ни одна, кажется, юбилейная теле- и радиопередача не обошлась без упоминания о том, что в 1920-е годы Ильинский работал в театре Мейерхольда, которого всю жизнь потом почитал как учителя.

Интересно, что именно с этим театром Ильинский побывал впервые в Ростове. В донскую столицу мейерхольдовцы приезжали на гастроли.

Это было летом 1927 года. Наша газета советовала читателям посетить спектакли театра Мейерхольда. Особенно, на взгляд наших коллег из тех далеких времен, это было важно для клубных работников, которым следовало бы поучиться у этого театра, как достигать на сцене эффекта при минимуме технических средств.

Игорь Ильинский к 1927 году снялся уже в нескольких фильмах, а в «Закройщике из Торжка» сыграл даже главную роль. Наверняка среди зрителей мейерхольдовских спектаклей в Ростове были люди, которые пришли в театр, чтобы воочию увидеть живого Ильинского. Но строить театральную рекламу на именах кинозвезд тогда было не принято. Как и печатать в газетах их интервью.

Ростовские зрители увидели Ильинского в образе Аркашки Счастливцева в спектакле по комедии Островского «Лес». Он очень любил этого непутевого, но бескорыстно преданного сцене провинциального комика, говорил на склоне лет, что играть Аркашку можно артисту любого возраста. И сам играл Счастливцева в других постановках, и когда разменял уже четвертый десяток, и даже когда седьмой. 

После мейерхольдовских гастролей Ильинский приезжал в Ростов еще перед войной и в 1950-х годах. Но ситуация с освещением в прессе визитов популярных артистов была все та же. И только приезд Ильинского в Ростовскую область в 1966 году оказался запечатлен на газетных страницах.

К тому времени Игорь Владимирович Ильинский был уже не просто популярным артистом театра и кино, а народным артистом СССР, лауреатом нескольких государственных (точнее – Сталинских) премий.

С 1938 года он служил в Малом театре, однако на этот раз приехал на Дон не с театральными гастролями, а с творческими вечерами, которые, по оценке нашей газеты, прошли «с громким успехом в Ростове, Новочеркасске, Шахтах».

Ильинский назначил нашему корреспонденту встречу в своем гостиничном номере. Интервью называлось «Несколько минут с Игорем Владимировичем Ильинским».

За эту короткую встречу артист прежде всего сделал комплимент динамично развивавшейся донской столице (мол, любит такие вот веселые южные города). Рассказал об отношении к спорту: всю жизнь старается поддерживать хорошую физическую форму. В молодости это, кстати, помогало ему на съемках эксцентрических лент совершать довольно рискованные трюки без дублеров. Ильинский назвал себя завзятым футбольным болельщиком и порадовал ростовчан тем, что с большой симпатией относится к футболисту из Ростова Виктору Понедельнику, который в том сезоне играл за любимую команду артиста «Спартак».

А как же без вопроса о творческих планах?! Ильинский сообщил, что собирается сниматься в новой кинокомедии по сценарию Ласкина и Полякова, а вообще хотел бы сыграть, наконец, в кино простого советского человека-труженика.

Кинокомедия, о которой он упомянул, вышла на экраны три года спустя. Это – «Старый знакомый». Ильинский вновь играл там махрового бюрократа Огурцова, который впервые появился в кинокомедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».

Хотя и сам Ильинский в этом образе был по-прежнему хорош, и в партнерах у него – кинозвезды, повторить оглушительный успех рязановской «Ночи» не удалось.

Мечта об образе простого труженика тоже не сбылась, но в 1971 году на советские телеэкраны вышла экранизация семи чеховских рассказов «Эти разные, разные, разные лица...». Ильинский был одним из ее создателей и исполнителем всех ролей. И вот это уже была удача. Донские зрители полюбили этот телефильм, часто его пересматривали. Да и сегодня «Эти разные лица» нередко крутят в библиотеках и киноклубах Ростова и Таганрога в канун чеховских дней.