Как утверждают историки, красить губы женщины начали около пяти тысяч лет назад. Прапрапрабабушкой помады была крошка из полудрагоценных камней. Ее на губы и веки наносили женщины в Месопотамии

Хелена Рубинштейн - основательница знаменитой парфюмерно-косметической империи. Женщина, разделившая кожу на типы, придумавшая водостойкую тушь. По одной из версий также именно ей принадлежит пальма первенства по оформлению губной помады в тюбики.

В цивилизации долины Инда, существовавшей приблизительно 3000 лет до нашей эры, окрашивали губы красной глиной и… ржавчиной. Древние египтянки использовали пурпурно-красный краситель, взятый из морских водорослей, в который добавляли йод и бром, а чтобы помада мерцала - рыбью чешую. Из-за токсичности брома эту смесь 

иногда называли «поцелуй смерти». Помада Клеопатры была сделана из пунцовых жуков и яиц муравьев, служивших основой.
Из Египта традиция приукрашать свое лицо прошествовала в Древний Рим. Здесь губная помада также была не особо безопасной для здоровья штукой. Ее изготавливали на основе киновари и сурика – ядовитых пигментов.

В средние века губная помада не была востребована. Христианская церковь отрицательно относилась к любым изменениям во внешности. В XIV веке папская булла провозгласила, что красящиеся женщины искажают образ Девы Марии и запретила косметические средства. Инквизиция даже имела право арестовать за святотатство женщин, красящих губы. 


          Со времени мирового финансового кризиса 1929 года в экономике существует так называемый «эффект губной помады». В тяжелые времена потребители стараются экономить и перестают тратить деньги на крупные и дорогие вещи. Продажи автомобилей снижаются, падает количество проданного жилья, все меньше покупают бытовой техники и мебели. Но косметику, как мелкий и необременительный для бюджета продукт, продолжают покупать. Так, промышленное производство США в 1929-1933 годы сократилось вдвое, а прибыль косметических компаний, наоборот, выросла.


Вернула помаду в моду Елизавета Тюдор. В  XVI веке в Англии она ввела тенденцию меловых лиц и кроваво-красных губ. Конечно, нельзя быть красивее королевы, но можно на нее походить. В это время помада изготавливалась из воска и красных красителей растительного происхождения (высушенные цветы - роза, герань).

Однако вскоре помада вновь впала в немилость. В 1770 году парламент Англии принял закон против губной помады, заявляя, что «искусственные» женщины были ведьмами, которые пытались соблазнить мужчин для брака. И вполне могли взойти за это на костер. В 1800 году против макияжа и помады выступила уже королева Виктория и сослала их на уровень женщин легкого поведения. Впрочем, дамы такого поведения никогда и не отказывались выглядеть чуть привлекательнее при помощи маленьких хитростей. Разрешалось наносить макияж только актрисам и только на сцене.

Популяризации помады способствовала знаменитая актриса Сара Бернар. Она стала использовать макияж в повседневной жизни. Актриса прямо-таки боготворила это «великое открытие XIX века» и дала ему свое название «stylo d’Amore» - «палочка любви». В это время губная помада еще не была в тубе. Краситель наносился на губы с помощью кисти. Стоил он дорого, и женщины среднего достатка не могли себе позволить такую роскошь.


          Легендарная Изабелла Юрьева в возрасте 95 лет, будучи уже серьезно больной, не показывалась из комнаты без накрашенных губ и прически. «Без помады я чувствую себя голой», - говорила она.



Экземпляр губной помады 1940-х годов производства знаменитой ВТО («Всесоюзного театрального общества») хранится в Ростовском областном музее краеведения. Его и другие уникальные дамские штучки можно увидеть на выставке «Ее величество - женщина», которую музей ежегодно готовит к 8 Марта.В 1883 году на всемирной выставке в Амстердаме французские парфюмеры представили завернутую в шелковую бумагу помаду в форме карандаша. В ее состав входили олений жир, касторовое масло и воск. Но такую помаду невозможно было носить в кармане или сумочке, а значит, женщины могли нанести макияж дома, а вот поправить его  - нет. 

Примерно в 1915 году помада начала продаваться в металлических контейнерах с крышкой с разными выдвижными трубами. Первая поворотная трубка была запатентована в 1923 году в Нешвилле штата Теннесси. Это позволило производителям губной помады предлагать свою продукцию в стильной и удобной упаковке. 

Первой помадой в металлическом тюбике стала Ne m’oubliez pas («Незабываемая»), созданная на основе розового воска. Она продавалась в футляре с поршневым механизмом, который был очень удобен, поскольку позволял использовать помаду полностью, до самого конца. Футляр имел сменные блоки.

В 1920 году Елена Рубинштейн выпустила первый тюбик губной помады под названием Valaz Lip-Listre. Губная помада от мадам Рубинштейн стала явлением почти революционным — если ранее позволить себе это косметическое средство могли лишь женщины с высоким доходом, то Valaz Lip-Listre стала продуктом исключительно демократичным, стоимость которого не превышала нескольких долларов. В тридцатых годах Хэзел Бишоп, основательница одноименного косметического бренда, создала еще одну революционную новинку — губную помаду, устойчивую к поцелуям.


          Французские учёные подсчитали, что среднестатистический мужчина «съедает» около 3 килограммов помады за свою жизнь, а женщины - до 8 килограммов.


Во время второй мировой войны масла, входящие в состав губной помады,  стали недоступны. Объемы производства сократились. Тюбик из металлического стал пластиковым. Однако помада производилась. В Америке и Европе считалось, что макияж психологически важен для женщин. Помада, в основном сочного красного оттенка, стала символом женской силы в военное время. Прекратилось соперничество брендов, и они сосредоточились на выпуске дешевой губной помады.

Воски, масла, жиры и сегодня являются основой губной помады. Натуральный воск растительного происхождения обеспечивает прочность, пластичность и форму. В качестве масел чаще используется касторовое, добываемое из клещевины. Но в состав могут входить и другие масла: кокосовое, оливковое, авокадо, а также ланолин, вазелин и минеральные масла. Жиры придают твердость, защищают губы от обветривания и потери влаги. Чтобы продлить срок службы губной помады, добавляют антиокислители и консерванты. Блеск и стойкость обеспечивают полимеры и силикатные производные.

В качестве красителя в помаде используется кармин. Его также применяют и в пищевой промышленности. Кармин зарегистрирован в качестве пищевой добавки – Е120. Его получают из красно-бурых насекомых – ложнощитовок. Они обитают в Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе, Азербайджане, Армении. Насекомых высушивают, перемалывают в порошок, обрабатывают раствором аммиака или карбоната натрия, затем фильтруют. Кармин дает богатую палитру оттенков – от серого до пурпурно-фиолетового.

В помаду также добавляют витамины, защищающие губы от воспалений и различного рода негативных влияний внешних факторов, и солнцезащитные фильтры. Отдушка создает приятный запах и устраняет запахи сырья.

Сегодня губная помада прочно обосновалась в дамских сумочках. Она легальна, доступна по цене, безопасна для здоровья и по-прежнему помогает прекрасной половине человечества стать еще чуточку прекраснее. 

Психологи же говорят, что потребность женщин красить губы выработана веками и закреплена на подсознательном уровне. Розовый цвет кожи и ногтей свидетельствует о хорошем насыщении крови гемоглобином и служит показателем здоровья. Использование губной помады – «имитация своего здоровья», показатель способности к деторождению для привлечения особи противоположного пола.