Этой фразой  по телефону  рано утром меня разбудил Николай Заря – новый знакомый из полка дорожно-патрульной службы донской ГАИ. Николай Васильевич звал ни больше ни меньше «пролететь под Ворошиловским мостом». 

Николай Заря готовится к полету.

- Никакого подвоха,  – слышалось на полном серьезе  из трубки. – Повторите подвиг своего тезки Валерия Чкалова.

Хоть предчувствие розыгрыша и не исчезло, собрался быстро. У подъезда уже стояла машина с… дельтапланом на коротком поводке. Крылья были в сложенном виде. И вот уже Ворошиловский мост. Его мы пересекли в салоне машины. Спустя время «по-чкаловски» под мостом Заря прошел без меня. Обидно, конечно, что пассажира взять ему не позволили. На других аппаратах этот трюк проделали безупречно (также без пассажиров) друзья Николая Васильевича.

Вскоре были другие ранние звонки капитана Зари. Едва заслушав его голос, одевался, не скрою,  много быстрее обычного: уже знал, куда бы Николай Васильевич ни позвал – на аэродром ли, в Таганрог к друзьям из «Красных крыльев», в рейд по линии ДПС, на встречу с юными инспекторами дорожного движения… –  будет интересно. 

Наступил, однако,   момент, когда  вдруг  прекратились  звонки со  словами   «Доброе утро, я – Заря!». Теперь уже спозаранку звоним мы: «Это квартира Зари? Будьте добры Николая Васильевича!».

Оказывается, Заря уже вне службы, «вне мундира». Невольно вырывается:

– Наказали? Не за пролет ли под Ворошиловским мостом?

Задорно смеется:

Одна из самоделок офицера МВД.– Нет! По службе у меня были поощрения. Полет под мостом нам разрешили. Более того, включили его в праздничную городскую фестивальную программу.

– И все-таки в вашем голосе грусть? Или нам показалось?

– Выслуга есть, вышел в отставку, обучаю сейчас будущих водителей. С мотодельтапланом расстался – его приобрела у меня инспекция рыбной охраны из Волгоградской области. Сейчас, не скрою, сожалею о сделанном – мечту отдавать было нельзя…

– В каком смысле – «мечту»?

– Я семь лет строил этот мотодельтаплан. Конструкция скрупулезно рассчитана. Добротно сделана. Цена малейшей оплошности – жизнь. К мечте – самостоятельному полету – шел 20 лет. Пять раз поступал в летное училище. Но всякий раз военно-летняя комиссия браковала – на кардиограмме был малюсенький всплеск.

– На многолетнюю успешную службу в системе МВД это не повлияло…

– Это другой вопрос. В авиации требования к состоянию здоровья выше. Когда первый раз взлетел – кричал от радости и восторга!

– Мечта сбылась. Что дальше?

– Действительно, что? Ломал, не скрою, над этим голову.

– На родительском подворье в селе Александровка – две самодельные автомашины, которые вы построили. Это результат ваших новых мечтаний?

– Старых! – смеется Николай Васильевич. – Лежу на диване, смотрю мультик. Волк едет на велосипеде, а зайцы мастерят машину. Четыре колеса, ящик и руль. Подумал, почему такую «простенькую» машину и мне не сделать? Четыре колеса во дворе было, металлический короб и двигатель нашлись. Поставил, завел и поехал. Всполошились все уличные собаки – машина жутко ревела: не было глушителя. Несколько раз переделывал, совершенствуя конструкцию. Делал видеоролики с этими прикольными машинками для ТВ-программы «Сам себе режиссер», детей катал на них. Восторга было, что называется, выше крыши.

– У ребят или у капитана Зари?

– У всех, – смеется снова Николай Васильевич. – Не привык работать без души. Когда взялся подготовить школьную команду для областного конкурса «Безопасное колесо», растормошил, не скрою, всех. Идеей загорелись и дети, и учителя. Взяли костюмы из театра имени Горького, репетировали вместе с актерами. Привозил в школу интересных людей…

– В каком смысле «интересных»?

– Тех, к примеру, кто профессионально готовил ранее команды других школ к таким соревнованиям. Звучит, допустим, фраза «ЮИД всегда, ЮИД везде!». А теперь, говорит моим ребятам тренер, наберите воздуха вдвое больше и повторите слова. Такие приемы отрабатывались до автоматизма. Мы заказали школьной команде ЮИД в ателье красивую форму. И в итоге на областном «Безопасном колесе» произвели настоящий фурор. Когда возвращались с многочисленными подарками, позволили, не скрою, на радостях ребятам посидеть за баранкой патрульной машины.

– За рулем ваших машин-самоделок они тоже сидели?

– А как же!

О том, что наш герой – неординарная личность, говорит и такой факт: после «дембеля» из МВД Николай Заря, опытный водитель и прекрасный психолог, написал уже несколько книг с рекомендациями по «правильному вождению и поведению на дороге».
– Обучаться вождению, – говорит Заря, – приходят в автошколы разные люди. С разными убеждениями, желаниями и возможностями. Одни приходят, потому что это надо для работы или учебы. Другие потому, что именно в данный момент есть свободное время. Третьи – от «нечего делать», потому что пошли учиться друзья и знакомые. Естественно, у всех разное отношение к учебе. Важно, чтобы инструктор был не только образцовым водителем, но и мастером делового общения…

Фото автора и Николая ЗАРИ