Повесть Анатолия Калинина «Цыган», переработанная впоследствии в роман, не могла не привлечь внимание кинематографистов. Увлекательный сюжет, драматический нравственный выбор, колоритные герои – это как раз то, чего и ждёт зритель!
Первая экранизация «Цыгана» появилась еще в 1967 году. Ее режиссером, одним из авторов сценария и исполнителем главной роли стал Евгений Матвеев, а на роль донской казачки Клавдии Пухляковой утвердили Людмилу Хитяеву.
У обоих артистов к тому времени была уже всесоюзная популярность. И Матвеев, и Хитяева не раз бывали на Дону в киноэкспедициях: снимались здесь в экранизациях произведений Шолохова. Хитяева играла Дарью Мелехову в герасимовском «Тихом Доне», Матвеев — красного казака Трофима в «Жеребенке». А еще зрителям был памятен их великолепный дуэт в «Поднятой целине», где Матвеев был темпераментным борцом за Советскую власть Макаром Нагульновым, а Хитяева — бывшей его зазнобой, шальной красавицей Лушкой.
Звонок Матвееву из Киева, с киностудии им. А. Довженко, содержавший предложение о новом кинопроекте, раздался в тот момент, когда артист был нездоров и нуждался в серьезном лечении. Но, как вспоминала его вдова Лидия Алексеевна, узнав, что это за проект, Матвеев загорелся желанием поскорее его начать.
Работа над фильмом «Цыган» потребовала от артиста большого напряжения не только душевных, но и физических сил. Матвеев страдал от последствий травмы, полученной на съемках «Жеребенка». Ему пришлось носить жесткий медицинский корсет, а от болей спасаться новокаиновой блокадой. И все-таки Матвеев даже не помышлял о том, чтобы отказаться от сцены с пляской Будулая, или о том, чтобы в этих кадрах его заменил дублер. Сплясал со всей своей страстностью и рухнул без сил.
В Усть-Донецком районе, где прошла большая часть съемок этой картины, можно услышать о том, как вскоре на одном из корпусов Пухляковского Дома отдыха появилась памятная табличка. Она сообщала, что в этом корпусе во время съемок фильма «Цыган» проживали известные артисты Евгений Матвеев и Людмила Хитяева. Вот только провисела эта табличка недолго: расщепили на сувениры.
Съемки мини-сериала «Цыган», которые вела Одесская киностудия, начались весной 1980 года. Перед стартом неожиданно возникла полоса препятствий. Если бы не Клара Лучко, вторая экранизация романа, возможно, была бы отложена на неопределенный срок. И это был бы совсем другой «Цыган».
О том, что в этой киноверсии Клавдию Пухлякову должна играть Клара Лучко и только она, режиссеру ленты Александру Бланку сказал сам Калинин. Лучко потом объясняла это тем, что писатель знал о ее казачьем происхождении и что ему понравилась ее работа в спектакле по калининской повести «Суровое поле», которую он видел несколько лет назад в Театре киноактера.
Калинина не смутило, что нынешняя Лучко уже лет на десять старше его героини. Выглядела 54-летняя Клара Степановна прекрасно.
О том, как ей пришлось преодолевать полосу препятствий перед запуском «Цыгана» в производство, Клара Лучко рассказала в книге воспоминаний «Я — счастливый человек».
Несмотря на широкую известность писателя Калинина и его авторитет общественного деятеля, возникало ощущение, что проект притормозили намеренно. Было ли это происками недругов писателя (или, может быть, режиссера) - трудно сказать наверняка. Возможно, кто-то там, наверху, безо всякого злого умысла решил, что меньше, чем полтора десятка лет назад одну экранизацию «Цыгана» сделали, - и довольно пока. Можно повременить…
Что бы ни было причиной, но даже письмо Калинина такому влиятельному в Компартии человеку, как Суслов, действия не возымело. Клара Лучко, которой не терпелось сыграть Клавдию Пухлякову, тоже не сидела сложа руки. Скрепя сердце позвонила председателю Гостелерадио Лапину, о жесткости которого ходили легенды. ничего обнадеживающего от этого разговора не ждала, но Лапин тут же назначил ей встречу, пообещал разобраться в ситуации, и, как в сказке: через три дня работа над «Цыганом» началась.
Претендентов на роль Будулая Клара Степановна выбирала, как разборчивая невеста.
- Это должен быть такой Будулай, которого и я, и вслед за мной зрители могли бы полюбить, - говорила она режиссеру.
Появилась идея пригласить на эту роль настоящего цыгана, руководителя театра «Ромэн» Николая Сличенко. Лучко была не против такого партнерства, но Сличенко уже играл Будулая в своем театре. Причем его Будулай отличался от того образа, который виделся режиссеру телесериала. Режиссер решил, что лучше, чтобы артист работал с чистого листа.
Другой претендент, с которым Лучко была бы не против соединить свою любимую Клавдию, — это Армен Джигарханян. Но Джигарханян уже был занят в другом проекте.
Все прочие кандидаты до того идеального образа, который создал Калинин, не дотягивали. И вдруг Лучко вспомнила фото, которое показывал ей молдавский актер Михай Волонтир, когда они работали на съемках фильма «Корень жизни». Это была фотография Волонтира из какого-то спектакля. Артист был кудряв, в шляпе. Лучко запомнился тот его образ — загадочный и романтичный.
Правда, чтобы заполучить Волонтира в этот проект, Кларе Степановне пришлось позвонить аж зампреду Совета министров Молдавии - благо пересекалась с ним однажды на отдыхе.
Дело в том, что в театре, где служил Михай Волонтир, его не захотели отпустить в полугодовую киноэкспедицию. Мол, какой нам прок от этого фильма? Он Дону славу принесет, а заменить в спектаклях ведущего актера — большая проблема.
Но Клара Степановна убедила своего высокопоставленного молдавского знакомого в том, что сериал «Цыган» прославит не только Дон, но и Молдавию, в которой есть такие замечательные артисты!
Успех этой экранизации превзошел все ожидания, а первый букет за роль Клавдии Пухляковой Клара Лучко получила от растроганных зрителей еще во время съемок. Цветы подарили земляки Калинина, которые пришли посмотреть, как делается кино.
Как только «Цыган» вышел на экраны, народная молва сразу же повенчала Клару Лучко и Михая Волонтира.
- А Будулай где? - часто спрашивали Клару Лучко на творческих встречах.
Не желая разочаровывать зрителей, которые так близко к сердцу приняли эту историю любви цыгана-фронтовика и донской казачки, Клара Степановна часто отшучивалась: оставила, мол, дома Будулая...