Воздушные шары – тренд лета-2016

Во-первых, потому, что аэростат нашего выдающегося соотечественника Федора Конюхова приземлился в Западной Австралии, недалеко от городка Бонни‑Рок. Почти 35 тысяч километров он преодолел за 11 дней, побив таким образом мировое достижение другого прославленного любителя приключений Стива Фоссета, которое было улучшено сразу на два дня. И это сразу приковало внимание к воздушным шарам и подогрело интерес к ним во всем мире.

В донской столице августовский праздник урожая - 2016 украсили три больших воздушных шара. В экспресс-интервью «НВ» члены их команд сообщили, что готовятся ко Второму воздухоплавательному спортивно-зрелищному фестивалю «Небесная регата - 2016», который донская столица принимает с 23 по 29 августа.

Один из шаров на ипподроме был с символикой «Роствертола». Этот аэростат, парящий над донской столицей, не раз могли ранее видеть ростовчане и гости города. Роствертоловцы были участниками Международного авиационно-космического салона в г. Жуковском, неоднократно участвовали в фестивалях воздушных шаров в рамках Международного инвестиционного форума в г. Сочи, а также в российских и международных соревнованиях воздухоплавателей.

 

Человек
не птица?

В русских сказках летали на Коньке-Горбунке, сове, орле. Однако полеты были не только в сказках и легендах. Русские летописи уже в XIII веке описывали первые попытки полетов: «...а иные слетают с церкви или с высокого дома на шелковых крыльях... показывая крепость сердец своих...». Чем заканчивались эти полеты, неизвестно. Зато известна печальная судьба «смерда Никитки, боярского сына Лупатова холопа», который в царствование Ивана Грозного сделал деревянные крылья и якобы летал на них в Александровской слободе. Иван Грозный усмотрел в этом полете бесовщину: «...человек не птица, крыльев не имать... Аще же приставит себе аки крылья деревянны, противу естества творит. То не божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение. А выдумку, аки диавольскою помощью снаряженную, после божественныя литургии огнем сжечь».

В Центральном государственном архиве древних актов хранится документ об еще одной попытке полета: «1695 года апреля 30 закричал мужик караул и сказал за собой государево слово, и приведен в Стрелецкий приказ, и расспрашивай, а в расспросе сказал, что он, сделав крыле, станет летать, как журавль. И по приказу великих князей сделал себе крылья слюдяные, а стали те крылья в восемнадцать рублей из государевой казны... и тот мужик те крыле устроя, по своей обыкновенности перекрестился и хотел лететь, да не поднялся. И за то ему учинено наказанье: бит батогом, и те деньги велено доправить на нем и продать животы его...».

Великий русский изобретатель Михаил Ломоносов в 1750 году предложил проект аэродинамической или воздухобежной машины, «...которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально ... силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха». В проекте Ломоносова уже использовалась не мускульная сила человека, а механическая сила пружины. Изготовленный аппарат так и не смог подняться в воздух. К счастью для Ломоносова, в России того времени был период «просвещения», всяческие опыты поощрялись, а за неудачи изобретателей не били батогами.

Совершенно иную летательную конструкцию изобрели французы – братья Монгольфье. По одной из легенд изобретению способствовал курьез. Жена одного из братьев Монгольфье слишком близко подошла к камину, и теплый воздух поднял ее юбку выше колен. Наблюдательный Жозеф Монгольфье понял, что именно теплый воздух поможет поднять шар. До этого братья уже пробовали сделать шар из ткани и поднять его в воздух. Они пробовали наполнять его горячим паром и даже очень дорогим в то время водородом. Пар моментально остывал и, наоборот, делал шар тяжелым и мокрым. Водород улетучивался через тканевую оболочку шара. Братья решили обклеить шар бумагой, благо они были владельцами бумажной фабрики. И вот, летом 1783 г., братья Жозеф и Этьен Монгольфье решились на публичную демонстрацию своего изобретения. На площади города Аннона они наполнили огромный, с трехэтажный дом, шар дымом от костра, и когда шар расправил все свои складки, жители города увидели на нем надпись: «К звездам». Братья благополучно взлетели, пролетели около километра и приземлились за городом.

В России вскоре первенство в полетах на модных воздушных шарах стали устанавливать в двух номинациях. Первая – россиянин, который поднялся в небо. Вторая – россиянин, взлетевший на шаре собственной конструкции. 20 сентября 1803 года на воздушном шаре француза Гарнерена поднялся в воздух генерал С.Л. Львов. То есть и в нашей стране первым стал представитель высшего сословия. Правда, генерал летал исключительно ради развлечения. Через год и тоже на воздушном шаре иностранной конструкции (бельгийца Робертсона) в небо устремился академик Я.Д. Захаров. Ученый выполнил ряд экспериментов. Осенью 1805 года на шаре, изготовленном в России, взлетел штабс-лекарь Кашинский. Спустя 23 года в небе побывала и первая женщина – мещанка Ильинская. История не сохранила ее имени. Дело было новое, потому не обходилось без жертв. В 1847 году погиб воздухоплаватель Леде, его шар унесло в Ладожское озеро. Интерес к воздушным шарам проявлял Дмитрий Менделеев, предлагавший сделать закрытую гондолу для исследования высоких слоев атмосферы. Интересовались воздухоплаванием Илья Репин и Лев Толстой.

«Штабы умоляют
о присылке шаров!»

Перед Отечественной вой­ной 1812 года русские военные чиновники разрабатывали проект управляемого аэростата. Военное ведомство рассчитывало построить 50 воздушных кораблей, каждый из которых сможет поднимать 40 солдат и 12 000 фунтов боеприпасов. Причем наибольшего действия ожидали «от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны». Планировалось разместить на бортах этого корабля фальконеты – небольшие пушки, а в днище – специальный люк для сбрасывания пороховых ящиков. Фактически это был первый управляемый дирижабль, поднимаемый в воздух с помощью водорода. Маневрировать аэростат должен был с помощью парусов. Под Москвой начали строить эти аэростаты. Но Наполеон со своей армией уже был под Москвой. К этому времени был построен всего один экспериментальный аэростат. Он летал очень плохо и, конечно, был небоеспособен. Аэростатное производство было эвакуировано, а Москва досталась французам.

В 1890 году в российском военном ведомстве был создан учебный воздухоплавательный парк, который должен был испытывать воздушные суда в военном отношении. Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов командующий Маньчжурской армией генерал Линевич просил выделить 2-3 шара для разведочных и осадных операций. Весной 1904 года была сформирована специальная воздухоплавательная рота для Маньчжурской армии. Из Мукдена инспектор военной инженерной части доносил в штаб: «В конце концов на обе роты прислано было за дни боев у Сандепу (шары все время действовали) 13 Георгиевских крестов. Деятельность шаров понравилась настолько, что теперь не только штабы всех 3 армий, но и штабы корпусов умоляют о присылке им шаров».

Любопытны факты из более поздней истории. В 1913 году на российской территории приземлился шар с тремя гражданами Германии. По их словам, летели они в Константинополь, но ветер занес их в Россию. Немецкий экипаж летел без посадки 87 часов. Воздухоплавателей отправили в Москву в немецкое консульство. Позже выяснилось, что немецкие воздухоплаватели в недавнем прошлом были военными. Выяснить, были ли это простые воздухоплаватели или германские шпионы, так и не удалось. Через пару месяцев был задержан еще один воздушный шар с немецкими подданными. Путешественники представились инженером Берлинером, архитектором Газе и купцом Николаи, летевшими якобы в Швецию. При этом шведских денег у них не было, зато были русские рубли, а во сне один из путешественников командовал: «Хальт! Фойер!» («Стой! Огонь!»). Состоявшийся суд не смог доказать шпионскую деятельность немцев, но обвинил их в намеренном нарушении запрета на перелет границы России. Воздухоплавателей приговорили к 6-месячному тюремному заключению, шар конфисковали в пользу казны. А 1 августа 1914 года Германия объявила войну России…

И вот на новом витке истории воздухоплаванье снова в моде. Виват, романтика!

фото Сергея Казмина