Перебирала недавно шкатулку со всякими «драгоценностями», которые собирала чуть ли не с детского сада моя младшая дочь. Заколочки и фантики, значки и маленькие открыточки, крошечные туфельки для куклы Барби и блокнотики с записями…

На выпускном вечере в школе.

 

Может, и убрать бы эту шкатулочку подальше стоило давно, но моя дочь – уже мама и жена – при появлении в родном доме обязательно находит время для уединения со своим «кладом». Зайдешь в ее комнату, а она сидит на диване с поджатыми ногами и перекладывает с места на место эти вещицы.

Вот и я их как-то незаметно для себя стала рассматривать. Это, наверное, со всеми родителями происходит, когда их повзрослевшие птенцы покидают родное гнездо. Долго, а, скорее, никогда, мы не можем их от себя окончательно отпустить.

Медаль-дочери.jpgСреди милых вещиц лежала красная коробочка с золотой медалью, что получила моя Аленушка после окончания средней школы. Дочь к ней упорно шла все школьные годы. И когда встал вопрос в выпускном классе перед ней: претендовать на «золото» или «серебро», Лена, не задумываясь, выбрала первое. Хотя с «серебром» было все гораздо проще: письменную работу по русскому языку и литературе проверяли школьные учителя. А вот «золотые» – в области.

Мне очень не хотелось, чтобы дочь лишний раз волновалась. Тем более что впереди было поступление в вуз, и льготами тогда на равных пользовались и «золотые», и «серебряные» медалисты. Достаточно было сдать профильный предмет на «отлично», и ты уже студент. Так что нужно было беречь нервы и силы для сдачи вступительных экзаменов.

В России медали за учебу, читаю я в Интернете, начали вручать при Екатерине II: сначала лучшим воспитанникам Сухопутного шляхетского, а потом и кадетских корпусов.

После 1820 года при Александре I появились гимназические медали, причем у каждого учебного заведения была своя. Выпускники получали медали по решению совета гимназии, которое утверждалось местным университетом.

Вступление на престол Николая I ознаменовалось армейским порядком во всем: в 1835 году чеканка гимназиями собственных медалей была запрещена, поскольку император утвердил для мужских гимназий единую российскую медаль «За успехи в науках». На лицевой стороне располагался двуглавый орел, а на обороте – «стоящая Минерва, в левой поднятой руке держащая светильник, а в правой – лавровый венок. У ног ее – сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись – «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ».

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, «отлично» по латинскому и древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам.

Выдавали медали исключительно по успехам, невзирая на статус, даже детям государственных преступников. 29 сентября 1849 года генерал-­адъютант граф Орлов, например, подал доклад о разрешении вручить сыну ссыльного Михаилу Волконскому золотую медаль и аттестат с правом вступления на гражданскую службу.

После революции 1917 года присуждение знаков отличий ученикам гимназий было отменено. Вернулись к ним после Великой Отечественной войны. 30 мая 1945 года Совнарком СССР утвердил «Положение о золотой и серебряной медалях «За отличные успехи и примерное поведение». Эти награды давали их владельцам право поступать в любые вузы страны без вступительных экзаменов. С тех пор золотые медали советским школьникам выдавали ежегодно, а с серебряными случилась настоящая чехарда: их сначала ввели, потом отменили (1968), а потом снова ввели (1986).

Кому достанется аттестат зрелости и золотая медаль № 1, в РСФСР решалось на самом верху. Было ясно, что это должен быть лучший ученик лучшей школы лучшего города. Решение было найдено после долгих раздумий. Город – Москва, школа – № 110, ученик – победитель общемосковской математической олимпиады Евгений Щукин. Нужно заметить, что хотя в этой школе учились дети государственных деятелей (Бухарина, Буденного, Кагановича и других), награду дали по справедливости, лучшему ученику, и первым советским золотым медалистом стал сын репрессированного священника.

Будущий первый золотой медалист СССР Женя Щукин.

Любой вуз был готов его принять, Евгений выбрал физический факультет МГУ, получил Сталинскую стипендию и окончил обучение с красным дипломом. В 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 году его избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988-м – в Королевскую Шведскую Академию инженерных наук.

К сожалению, с введением в систему современного российского образования ЕГЭ изменения коснулись и медалей. Сначала их совсем отменили, а потом решили вернуть. Только вот льгот при поступлении в вузы у сегодняшних медалистов практически нет. Конечно, учитывается наличие медали в виде дополнительных баллов, но все-таки награда потеряла свою былую весомость.

Более десяти лет назад моя дочь после сдачи английского языка на «отлично» при поступлении на романо-германское отделение университета стала студенткой и окончила вуз с тремя «красными» дипломами. Доказала, как она говорит, что золотая медаль в школе ей была вручена не зря.

Лежит та ее первая награда теперь в красном футляре в скромной шкатулочке. «А когда подрастет мой сын, – говорит Лена, – я ему обязательно покажу эту медаль, чтобы тоже умел достигать поставленных целей».