В Ростовском молодежном театре впервые за почти 90 лет поставили пьесу Тургенева «Месяц в деревне»

Комедия, не предназначенная изначально для сцены, а точнее повесть в драматической форме. Так Иван Сергеевич Тургенев определил жанр своего «Месяца в деревне». Однако, сокращая ее обильные речи, ставили «Месяц» и при жизни автора, ставят и поныне. В Ростовском молодежном театре попытку соединить тонкую психологическую повесть с комедией предпринял питерский режиссер Олег Куликов. Конечно, это «рыск-с», как изволит выражаться один из персонажей этой пьесы, но — благородный.

«Месяц в деревне» - сложная комбинация любовных треугольников и других геометрических фигур. Судите сами.

В имение Ислаевых приезжает на летние каникулы в качестве воспитателя малолетнего сына хозяев студент Беляев. Он пробуждает в Наталье Петровне, хозяйке имения, никогда ею не испытанное прежде чувство страстной любви. В Беляева также влюбляется ее 17-летняя воспитанница — сирота, пылкая и впечатлительная Вера.

А в саму Наталью Петровну безответно влюблен ее верный паладин, друг дома Ракитин, ее обожает муж.

Волею режиссера комическими становятся персонажи второго плана. Смех вызывает уже только одна их буффонадная внешность. У прислуги Кати — невообразимо длинная коса, провоцирующая мужское население пьесы на мальчишеские шалости. У жениха Веры — глупого и темного помещика Большинцова - клоунская растительность на лице и совершенно клоунское мочало волос на макушке - ну и т. д.

Думаю, что появление на сцене главной героини становится для зрителей открытием. Это первая роль Инны Хотеенковой в Ростовском молодежном театре.

Инна Хотеенкова по рождению крымчанка. Играла в театрах Донбасса и Крыма, снималась в кино, - в комедиях, боевиках, играла даже киллера.

В образе влюбленной дамы XIX века замечательно хороша! Кажется, не вышла из-за кулис, а сошла со старинных портретов со страниц тургеневских романов.

Конечно же, в имении Ислаевых поют романс на стихи Тургенева «Утро туманное», а некоторые режиссерские ходы выглядят словно продолжением его строк. К примеру, слайд-шоу старинных фотокарточек на весь задник сцены в антракте: «Вспомнишь и лица, давно позабытые»…

Тем страннее — при эдаком камертоне — сцена, разыгравшаяся между Натальей Петровной и Ракитиным. Читая в ее душе, как по книге, любимый ею как друг в самом возвышенном смысле этого слова, но не больше, Ракитин плещет в Наталью Петровну водой. Это чтобы остудить ее горячность, вызванную любовью к студенту, вернуть к самой себе. Но жест?!

В мире тургеневских героев, где почтительность была понятием значимым, он означал бы конец дружбе, разрыв отношений… Зачем этот инородный стакан воды в таком спектакле с его тонкими переливами чувств, любовных переживаний?

Что, скорее всего, надолго останется в памяти зрителей, так это живописный ковер зеленых яблок на сцене - как бы в ислаевском саду, вокруг небольшого пруда с кувшинками. Придумано красиво. К тому же яблоко — символ многозначный и, что называется, в тему. Да только поэзию увидели бы современники Тургенева в этом изумрудном ковре или комическую характеристику хозяина имения? Помещик Ислаев с первых минут появления на сцене обличает русского мужика и вообще русского человека: и ленив, и нет терпения в каждодневном труде. А у самого — падалица в саду, несколько дней не убрана. Хорош хозяин! И сам, выходит, прекраснодушный говорун, а не человек дела?

Правда, многие из нас, горожане особенно, так отдалились от земли, от природы, что вряд ли и заметят комическую подкладку яблочного ковра. Как не вспомнить с грустью то время былое, когда люди и поэзию чувствовали тоньше нашего, и вместе с тем в делах земных были куда больше нашего сведущи… Гармоничные личности, словом. Давайте перечитывать Тургенева!