Воспоминание из детства. Подруга моей мамы привезла мне конфет. Их тогда делали в Ленинграде на фабрике им. Крупской. Это были не просто конфеты. На обертках были изображены знаменитые памятники города на Неве. Перебирая их, папа, который в свое время жил в Ленинграде, ностальгически рассказывал о каждом. Так я узнала, что автором знаменитого «Медного всадника» – памятника Петру I был французский скульптор Этьенн Фальконе, по чертежам Петра I была сооружена Адмиралтейская крепость, а Исаакиевский собор был возведен французским архитектором Огюстом Монферраном. Папа любил Ленинград и знал его достаточно хорошо. Путешествие с папой по памятным местам Северной столицы не прошли даром. У меня появилась мечта – своими глазами увидеть Ленинград. Мечта эта осуществилась уже в старших классах. Тогда же стала покупать книги об искусстве, знаменитых архитектурных памятниках. А толчком к этому послужил всего-то фантик.

Бумажная обертка... Ее придумал американский изобретатель-самоучка Томас Эдисон, который изобрел пишущую машинку, фонограф, генератор переменного тока и парафиновую бумагу, которую с успехом стали использовать предприимчивые кондитеры. В XVIII-XIX веках конфеты (в основном шоколадные) в Россию ввозили из-за границы. Вместе с тем в стране работали небольшие кондитерские, производящие сладости.

А первая фабрика по выпуску конфет была открыта предпринимателем Ландриным в Петербурге в середине XIX века. Обертки конфет не только рекламировали продукцию, но и отражали историческую эпоху. К примеру, в память о 300-летии Императорского дома Романовых была выпущена серия конфет в обертках с изображением Московского кремля, портретами царской семьи. Были конфеты, посвященные войне 1812 года. К рисунку на обертке сладкой продукции производители подходили со всей серьезностью. Над разработкой их дизайна работали такие известные художники, как Васнецов, Бенуа, Врубель... 

После Октябрьской революции 1917 года кондитерские фабрики были национализированы и получили новые названия: «Большевик», «Красный Октябрь», им. Бабаева, «Рот Фронт». В советскую эпоху созданием эскизов для оберток занимались такие выдающиеся художники, как Кандинский и Родченко. В оформлении фантиков тех лет популярными были рабочие с кувалдами, красноармеец с ружьем и даже портрет Ленина на карамели «Ильич».

Фантики выполняли и просветительскую роль. Были конфеты «Загадка», в которых покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на обертке. Существовали обертки с азбукой, таблицей умножения, геометрическими фигурами.

Бабушки да и родители нынешних детей еще помнят серию шоколада под названием «Сказки Пушкина» с отрывками стихов и нарисованными на обертках героями из сказок поэта. О любимых сказках детям и взрослым напоминали конфеты «Буратино», «Синяя борода», «Чародейка», «Красная Шапочка». Кстати, название знакомых многим конфет «Ну-ка отними!», на обертке которой была картинка с девочкой, дразнящей собаку конфетой, существовало еще в позапрошлом веке, а вот на фантике того времени был изображен мальчик, который держал в одной руке надкусанный шоколад, а в другой – большую скалку. У такого сорванца отнять шоколад точно было сложно.

В 60-е годы популярность среди сладкоежек стал завоевывать шоколад «Аленка». 

Легенда гласит, что идея создания «Аленки» возникла в феврале 1964 года на пленуме ЦК КПСС, где обсуждалось развитие сельского хозяйства. С трибуны форума прозвучал призыв к советским кондитерам придумать вкусный, недорогой молочный шоколад. В 1966 году технология изготовления такого шоколада была разработана. И «Аленка», как говорится, пошла в народ. Правда, с названием шоколада произошла целая история.

Первоначально его решили назвать «Аленушкой» по аналогии с именем героини русских народных сказок, известной советским детям. На этикетку планировалось перенести одноименную картину художника Васнецова. Но вышло так, что шоколад с такой же репродукцией на обертке уже производился на другой московской фабрике. «Неправильную» картинку увидели в вышестоящих инстанциях и возмутились: «В нашей стране у детей счастливое детство, а тут – босоногая девочка». И велели переделать обертку. А на «Красном Октябре» на шоколадке появилась «Аленка» – розовощекая девочка в косынке, символизирующая счастливое советское детство.

Шоколадные конфеты, карамели непременно входили в состав новогодних подарков детям. На Новый год конфетами в ярких обертках украшали елку…

Советские дети коллекционировали обертки из фольги, парафиновой и обычной бумаги. У каждого были свои предпочтения. Кто-то собирал серию «Растительный мир» – фантики от конфет «Лимонные», «Цитрон», «Василек»... Кому-то по душе были фантики со сказочными героями, а кто-то коллекционировал исключительно «Животный мир» – «Белочка», «Мишка на Севере»… Фантиками обменивались. Фантиками просвещали, будили фантазию. Кстати, большая коллекция фантиков хранится сегодня в естественно-научном музее Южного федерального университета.

У современных детей – тоже много конфет. Но собирают они совсем другие фантики. Да разве можно сравнить бездушных «монстров» из «Звездных войн», красивую, но холодную Барби на обертках сладостей с уже ставшими брендом отечественными фантиками? Нет, конечно. И как же здорово и сейчас увидеть на прилавках магазинов красочные обертки конфет «Мишка косолапый», «Белочка», «Петушок», «Красная Шапочка», «Красный мак»... Как подарок из детства.