Царственного морского льва зовут Ваня. А верблюды – очень теплые, мягкие на ощупь и любят морковку. Вот такие небольшие тайны закулисной жизни программы «Цирковая карусель» удалось выведать. На премьерном представлении в Ростовском цирке мы побывали в прошлую субботу и остались в полном восторге.

– Сейчас чаще делают тематический спектакль или моножанровое представление. Мы же старались включить в программу все жанры циркового искусства. Получился классический дивертисмент, – рассказывает руководитель программы «Цирковая карусель» Андрей Ковгар.

Здесь действительно собрано все, что называется цирком, все самое любимое родом из детства. И жонглеры, и акробаты, и гимнасты, и дрессура. Номеров с животными очень много и на любой вкус: милые пушистые кошечки, изящные козы – странное определение, но очень точное. Настоящее изумление у маленьких зрителей вызывают царственные и грациозные морские львы. С ними работает Людмила Чугунова. Она – продолжательница цирковой династии, с этими удивительными морскими животными работали еще ее родители.

– Конечно, с ними сложно в бытовом плане: бассейны, тонны воды, в которую добавляют морскую соль, десятки килограммов рыбы каждый день. В том, что касается работы, морские львы прекрасно обучаемы. И потом, вся дрессура строится на особенностях характера и естественных привычках животного. Вот если Ваня у нас и без того царственный, любит покрасоваться, таково и его амплуа на арене, – рассказывает о своих любимцах Людмила.

А вот верблюд Абу (ласково Абуша) – флегматик. Его может что-то заинтересовать в зрительном зале, он замрет прямо во время выступления и будет долго, внимательно это рассматривать.

Номер с верблюдами в программе «Цирковая карусель» сделан по мотивам известного фильма «Белое солнце пустыни». На арене появляются товарищ Сухов и «гарем Абдуллы» – верблюды в паранджах. 

– Аттракциону уже чуть больше пяти лет. Готовили мы его полтора года. Идея принадлежит цирковому режиссеру Владимиру Стехановскому, за что я ему очень благодарен. Когда он увидел трюковую часть и моих артистов, сразу сказал: «Все это будет пародией на «Белое солнце пустыни», да и ты вылитый Сухов». Я тогда только начинал работать с верблюдами. Животным было всего по полгода. А началось все с того, что я ушел из воздушной акробатики после нескольких серьезных травм, – рассказывает дрессировщик Игорь Корчагин, автор номера, он же – товарищ Сухов.


Верблюды в цирке едят сено, овес, запаренный с комбикормом, туда же обязательно добавляют соль. А лакомством у них считаются морковь, яблоки, свекла, капуста и даже лук. В дикой природе они едят перекати-поле, в нем содержится целлюлоза, а здесь, в неволе, вместо колючек у них березовые и еловые веники. А вот пьют действительно много – каждый выпивает через день около 100 литров воды. 
В горбах верблюда нет воды. Это всеобщее заблуждение. Там находятся хрящ и жир. Хорошие стоячие горбы – первый показатель здоровья животного. Жир, содержащийся в горбах, не расщепляется на воду, как считалось на протяжении долгого времени, а играет роль запаса питания для организма. В обоих горбах может содержаться до 150 кг жира. Обычно верблюды живут до 40 лет, а весят в среднем 500 кг.


В «воздухе» Игорь Корчагин работал с 18 лет. Когда задумался о завершении карьеры, труппа была на гастролях в Тбилиси вместе с дрессировщиком Эриком Исрафиловым. К нему и попросился на стажировку, чтобы понять принципы работы с животными. Потом была поездка в астраханские степи, где на верблюжьей ферме он отобрал будущих звезд арены. Абсолютно дикие животные никого к себе не подпускали.

– Я приходил в загон и часами сидел там, чтобы верблюжата ко мне привыкали, читал книжку. Они не подходили больше месяца. Первым решился Лорд – подошел, взял морковку из моей руки. Он до сих пор является главным в нашем мини-стаде, во время выступления идет первым. Хотя мальчишки периодически ссорятся за лидерство: лягаются, норовят хватануть друг друга зубами за сухожилие на ноге, бьются «грудь в грудь», потом приходится лечить. У верблюдов на месте грудины очень прочная и мощная костяная плита. В естественных условиях она служит им для защиты от хищников. Они просто вминают напавшего грудью в землю.


В системе «Росгосцирк» – 42 стационарных цирка и несколько шапито. Между ними и гастролируют все труппы – это сложная выверенная логистическая система. Бывают, конечно, всякие форс-мажоры, когда приходится сдавать уже купленные билеты, потому что за сутки поменялся город следующих гастролей.


Кстати, знаменитые верблюжьи плевки – тоже способ защиты. Они отрыгивают небольшое количество желудочного сока и пищи в глаза врагу, чтобы тот потерял ориентацию. К тому же эта смесь жжется. Могут верблюды плюнуть и просто слюной, когда чем-то недовольны. Бывало, Игорю во время репетиций доставалось изрядно, а во время представления – ни разу ни ему, ни зрителям. Вот такие воспитанные мальчики. Сильные, гордые, да еще и красавцы. Такой шевелюре любая модница позавидует. Тщательное вычесывание четвероногих артистов – обязательный ежедневный ритуал. Каждые две недели – купание с шампунями и бальзамами, педикюр – на мягком ковре арены когти не сточишь. Физнагрузки для поддержания формы – тоже регулярны и обязательны. Четвероногие артисты каждый день бегают по арене не менее полутора часов, репетируют программу, разучивают новые трюки.

Если аттракцион с верблюдами заставил восторженно и умильно хлопать глазами, то от заключительного номера программы «Цирковая карусель» бешено заколотилось сердце и вырвалось изумленное «Ах!». Групповое выступление гимнастов и акробатов. Таких аттракционов всего два в системе «Росгосцирк». Подробно рассказывать, какие поразительные вещи творят артисты на арене, не будем, оставим интригу. Скажем только, что трюк в исполнении Татьяны Бутовой – тройное сальто назад с приземлением в кресло на двойном балансе – занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Такого больше не делает никто, даже китайцы...

Фото Романа НЕВЕДРОВА