Последний марафон на пути к пьедесталу самой знаменитой кинопремии начинается с… завтрака

Завтрак номинантов на кинопремию «Оскар». Фото Hollywood Reporter.

Сапожник с сапогами

Завтрак номинантов на кинопремию «Оскар», который по традиции проходит в респектабельном отеле Лос-Анджелеса «Беверли Хилтон», очень ранний. В том смысле, что назначается задолго до объявления результатов этого киноконкурса. В нынешнем году церемония вручения «Оскара» намечена на 26 февраля. А позавтракали номинанты в «Беверли Хилтон» за двадцать дней до этой даты.

Понятно, что съезжаются номинанты на завтрак не для того, чтобы вкусно покушать. Главное блюдо здесь – они сами. Номинанты охотно позируют репортерам светских хроник «сольно», дуэтами и коллективно. Эти фото тут же попадают в СМИ. В центре коллективного портрета – «Оскар».

Тот «Оскар», который вручают счастливчикам в награду, ростом около 34 сантиметров, весом – около четырех килограммов. «Оскар», который украшает собой завтрак номинантов, значительно превосходит его размерами. Подобные «Оскары» выстраивают потом вдоль красной церемониальной дорожки. Статуи сделаны из стекловолокна. Их покрывают тонким слоем алюминия, а на алюминий наносят специальную краску, имитирующую золото.

Если кто-то из номинантов никогда прежде не видел «Оскара» вблизи, он может без стеснения рассмотреть его на этом завтраке.

Считается, что «Оскар» - это рыцарь. В руках у него и вправду меч средневекового фасона, но почему-то рыцарь без доспехов. Получается, полурыцарь-полугладиатор.

Это изображение – не какая-то абстрактная фантазия. Его автор – художник и дизайнер Седрик Гиббонс - уговорил попозировать для наградной статуэтки режиссера Эмилио Фернандеса, отличавшегося атлетическим сложением.

Поговорка «сапожник без сапог» явно не про Гиббонса. Он долго и плодотворно работал в Голливуде в качестве художника-постановщика кинолент, заслужил аж 11 премий «Оскар». И, стало быть, одиннадцать статуэток «золотого рыцаря». Это не сравнить с рекордом Уолта Диснея, у которого «Оскаров» вдвое больше, но и 11 – великолепно. Случай за всю почти 90-летнюю историю этой кинопремии тоже редчайший.


Почему надеялись на «Рай»?

«Среди номинантов «Оскара» все же есть россиянин!» Этой новостью с налетом сенсационности ряд отечественных СМИ обрадовал читателей накануне завтрака номинантов.

Как выяснилось, в создании документального фильма «Я вам не негр» гаитянского режиссера Рауля Пека участвовал композитор Алексей Айги, сын народного поэта Чувашии Геннадия Айги. Эта лента, посвященная писателю и борцу за гражданские права темнокожих Джеймсу Болдуину, включена в список номинантов «Оскара». 

При всем уважении к молодому композитору претендентом на «Оскар-2017» его все же не назовешь. Не выдвинут он ни в одной категории.

Российский национальный оскаровский комитет, выбирая ленту, которая могла бы побороться за «Оскар», делал ставку на драму Андрея Кончаловского «Рай».

Кроме «Рая», наши киноакадемики могли проголосовать за «Экипаж» Николая Лебедева, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе и за «Ученика» Кирилла Серебренникова. Однако «Рай», по словам члена этого жюри продюсера Александра Роднянского, намного опередил конкурентов.

Расчет наших киноакадемиков был такой. «Рай» - высокохудожественная лента. Ее создал российский мэтр, хорошо известный на Западе. К тому же это – драма, в которой присутствует тема холокоста, традиционно вызывающая в Штатах большой отклик. Картина громко заявила о себе на престижных европейских кинофестивалях. Подобные вещи прибавляют кинолентам значительности в глазах американских киноакадемиков.

«Рай» в числе девяти кинолент вошел в шорт-лист номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Отличный результат, если учесть, что в первоначальном списке было 85 названий.

На шумиху в отечественных СМИ, вызванную включением «Рая» в шорт-лист, Кончаловский отозвался заявлением в «Фейсбуке». Мэтр поблагодарил за внимание к его картине и повторил свою давнюю мысль о том, что… того ажиотажа, который возникает каждый раз вокруг присуждения «Оскара», эта премия не заслуживает. Да и сама номинация «Лучший фильм на иностранном языке» - это что-то сродни сегрегации.

Фильм «Рай» номинантом «Оскара» не стал. Обиделись ли американские киноакадемики на такую оценку их премии? Припомнили Кончаловскому, как отказался прежде отправить на этот конкурс фильм «Белые ночи почтальона Тряпицына», сославшись на то, голливудизация российского кино его удручает, а голливудские ленты портят вкус россиян?

А может, смутила американских академиков позиция Кончаловского по Крыму? Ведь мэтр не скрывал, что для русского человека неприемлемы американские военные базы в Крыму, но именно так и было бы, если бы Крым не стал российским.

Свое согласие участвовать за «Оскар-2017» Кончаловский связал с новой политической ситуацией: «Начался накат на Россию, на наши победы, нашу роль в войне». Мэтр считает, что как русский человек и русский художник должен использовать все способы для того, чтобы напомнить о подвиге русских людей в борьбе с фашизмом.

Не стоит гадать, что же не понравилось американским киноакадемикам. Вполне возможно, что они и не в курсе всего вышеизложенного. Не факт, что все из них посмотрели «Рай», потому что, как известно, от своих обязанностей порой отлынивают…

Вообще, как еще много лет назад заметил брат Кончаловского – оскароносец Никита Михалков, труднее всего предугадать победу именно в номинации «Лучший художественный фильм на иностранном языке». Слишком много тут замешано того, что с кинематографом не связано.

В «длинном списке» были все

Если попросить обычного россиянина назвать имена отечественных режиссеров, чьи фильмы выдвигались на «Оскар», он, вероятнее всего вспомнит Сергея Бондарчука («Война и мир»), Владимира Меньшова («Москва слезам не верит») и Никиту Михалкова («Утомленные солнцем»).

Ответ верный, но неполный. Это – имена награжденных «Оскаром». А в оскаровском лонг-листе - то есть первоначальном списке номинации «Лучший художественный фильм на иностранном языке» перебывали в разные годы едва ли не все отечественные киномэтры. Некоторые даже, как Тарковский с «Ивановым детством», еще до того, как стали мэтрами.

Сергей Соловьев и Иван Пырьев, Петр Тодоровский, Станислав Ростоцкий, Глеб Панфилов, Карен Шахназаров, Георгий Данелия, Юлий Райзман, Алексей Учитель, Владимир Хотиненко… Легче, наверно, перечислить тех, кто туда не попадал. И номинантами «Оскара» становились наши режиссеры, хотя в завтраке номинантов, кажется, не участвовали. Даже на самой церемонии награждения присутствовать могли не всегда. Владимиру Меньшову советские чиновники просто не рискнули передать такое приглашение. Из-за строптивого характера он числился в невыездных.

Некоторые отечественные режиссеры выдвигались на «Оскар» неоднократно. К примеру, на этот конкурс отправляли не только «Войну и мир» Бондарчука, но и его же «Они сражались за Родину». В лонг-лист дважды попадали картины Шахназарова - «Город Зеро» и «Белый тигр» и Станислава Ростоцкого («Белый Бим Черное Ухо» и «…А зори здесь тихие»).

Никита Михалков после того, как получил свой «Оскар», пошутил. Мол, если бы не эта победа, мог бы претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса. Почему? «Потому что , - объяснял наш киномэтр, - в мире нет режиссера, который бы трижды номинировался на эту премию по категории «Лучший фильм на иностранном языке», и ее не получил».

Среди коллег-режиссеров Михалков мог бы одержать победу в этом первенстве, а актеров ему не догнать. Гениальный Джек Николсон 12 раз номинировался на «Оскар», а в победители выходил лишь трижды. Талантливейшую Мерил Стрип двадцать раз выдвигали на эту кинопремию, но пока что на ее счету тоже только три победы.

Даже лучшее жюри не бывает полностью объективным и бесстрастным, а воля случая прихотлива. Поэтому с 1989 года в церемониал награждения этой кинопремией внесли важную поправку. Прежде ведущий церемонии говорил, называя имя призера: «И победителем становится...». Теперь из его уст раздается фраза: «И «Оскар» вручается...» Это ведь куда справедливее.