Если ваш ребенок, возвращаясь из детского сада, что-то с удовольствием напевает, возможно,  это песня ростовского композитора Сергея Халаимова

Добрый знак  радиоволны

Сергей Анатольевич Халаимов сочинил почти полторы тысячи песен. Лирических, патриотических, но больше всего — детских или о детстве. Многие из них разучивают в детских садах и на уроках музыки в начальных классах.

Большинство песен Сергея Халаимова — детских и взрослых - на стихи современных донских авторов.

- Вероятно, это миссия у меня такая — превращать в песни  стихи тех, с кем выпало жить в одно время в одном духовном и географическом пространстве, - говорит композитор.

Хорошие стихи, как известно, не пишутся — случаются. То же и с песнями. Но происходит это по-разному.  К примеру, однажды региональное отделение Союза писателей России предложило Сергею Халаимову написать песню к презентации сборника стихотворений Анатолия Калинина, выбрав что-то из калининской поэзии. 

Композитору запало в душу стихотворение, посвященное большому донскому поэту Борису Примерову «Твое ли это детство было?».  А вскоре сложилась еще одна песня, вернее романс, на другое калининское стихотворение — уже в старинном стиле: «А что, если вдруг я уйду от ответа// На этот внезапный вопрос о рассветах?//Конечно, они неизменно роскошны, // Но все-таки будьте вы впредь осторожны.//Иначе мне впору и впрямь удивиться://Неужто в меня еще можно влюбиться?»

Обе исполнила певица Наталья Абрамова. А в день 90-летия Калинина композитор и певица услышали эти песни по дороге в хутор Пухляковский, на чествование юбиляра. Причем водитель машины, которой они туда добирались, совершенно случайно поймал по дороге  радиостанцию «Дон-ТР»,  и — раздались эти песни.

Присутствующие  сочли такое совпадение добрым знаком и не ошиблись. По свидетельству дочери Калинина — Натальи Анатольевны — эти две песни очень его растрогали.

Сергей Халаимов еще не раз приезжал в Пухляковку. Со временем там стали устраивать калининские чтения, у Халаимова появился свой формат: калининские пения. В каждый приезд композитор  показывал новую песню на стихи Калинина. Так у него сложился целый калининский песенный цикл. Когда в прошлом году в Пухляковском готовили большие торжества в честь 100-летия Анатолия Калинина, в концертную программу, по просьбе его родных, включили и песню Сергея Халаимова.


Как Сережа-маленький помог Сереже-большому

Если бы школьник или учащийся Ростовского училища искусств  Халаимов встретился с Халаимовым нынешним, он бы, наверно, удивился его стремлению сочинять песни. Тем более — детские.

Свой первый музыкальный опус Сережа Халаимов сочинил в восемь лет. Это был  вальс  в подарок бабушке к дню рождения.

В детстве и юности  Халаимов  видел себя создателем больших музыкальных форм, но в студенческие годы ощутил тяготение к жанру детской музыки. И тут Сережа-маленький помог Сереже-большому.

К примеру, Сережа-маленький зачитывался сказочной повестью польской писательницы Марии Крюгер «Голубая бусинка». Ее идея созвучна нашему «Цветику-семицветику». Девочка Каролинка нашла волшебную бусинку, способную исполнять желания. Эту бусинку пыталась заполучить злая волшебница, но — тщетно. Однако над бусинкой нависла и другая опасность: после исполнения очередного желания она бледнела. Прежде, чем волшебная бусинка исчезла, превратившись в росинку, Каролинка подарила радость всем своим соседям, попросив бусинку исполнить их самые заветные желания.

По мотивам этой сказки Халаимов создал симфоническую поэму. Это была его дипломная работа. Исполнил это сочинение Ростовский симфонический оркестр.

Когда несколько лет назад в донской столице возник проект «Ганс-Христиан Андерсен в музыке ростовских композиторов», Сергей Анатольевич  с радостью взялся за предложенную ему работу и написал мюзикл «Гадкий утенок». Результат понравился всем: и исполнителям — детским хорам,  и занятым в постановке солистам Ростовского музыкального театра, и зрителям.

В детстве Сергей Халаимов не только с упоением читал о волшебных странах, но и сам придумал некое государство, близкое, вероятно, к идеальному, со своим флагом и гимном.

Прошли годы, и Сергей Анатольевич стал автором музыки гимна уже не эфемерной страны, а вполне реального  учебного заведения — Второго донского Императора Николая II кадетского корпуса и Ростовской областной детской библиотеки им В. Величкиной.


Редкое хобби

Если кликнуть в поисковике сочинения Сергея Халаимова, то окажется, что исполняются они не только в Ростовской области или даже в России, но  также в странах СНГ и Прибалтике.

Порой на концертах или творческих встречах Сергея Анатольевича спрашивают, чем приманивает он свою музу, которая вдохновляет на те же сочинения для детей? Может, надо, чтобы во время работы побольше  было вокруг детских игрушек?

- Моя работа не зависит от внешних впечатлений, - отвечает композитор.

Друзья Сергея Анатольевича рассказывали мне о том, что в его доме — интересные традиции. Первомай там встречают под звуки Тринадцатой симфонии Шостаковича, созданной под впечатлением от стихов Евтушенко. Эта мощная музыка, по ощущению Халаимова, гармонирует с идеей и масштабом первомайского праздника.

А еще друзья Сергея Анатольевича предложили мне угадать его хобби, сообщив, что оно очень редкое и связано с работой редакций и издательств.

Увы, моей фантазии не хватило, чтобы  отгадать эту загадку.  Ну мыслимо ли представить себе, что бывает и такое  хобби, как работа корректором? Нравится Халаимову  прочитывать рукописи будущих поэтических сборников, устраняя   возможные ошибки. Делает он это безвозмездно, так же, как  безвозмездно откликается на приглашения выступить с концертами в библиотеках или центрах социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, детских садиках и т. д.

Откуда такое хобби? Пожалуй, тоже из детства: от любви к урокам русского языка.

Каждый месяц в расписании Сергея Халаимова — выступление в музыкальном клубе «Ассонанс» (он входит в творческое объединение «Созвучие» им. Николая Скребова и тоже прописан в Донской публичной библиотеке).

Завсегдатаи клуба точно знают, что на очередном заседании услышат какие-то музыкальные новинки от  Халаимова. Возможно, это будет новая песня, написанная на знакомые  стихи или слова еще не известного поэта.