Донские артисты на кино- и телеэкране

– Помню еще по спектаклям!
Такую фразу можно услышать от местных театралов, когда им случается увидеть лицо знакомого по донским спектаклям артиста на киноэкране или в телесериале.


Николай Чиндяйкин

Впрочем, ощущение: «Где-то я уже видел это лицо» во время просмотра киноленты может возникнуть и у тех, кто в театрах бывает нечасто, а то и вовсе живет вдали от театральных сцен, зато читает газеты, которые сообщают о событиях театральной жизни. К примеру, «Наше время».

Братья Ливановы – Игорь и Аристарх, Николай Чиндяйкин... Их давно называют кинозвездами. В биографии каждого из этих популярных киноактеров есть страница, связанная с донским театром. Самым счастливым донской период стал для Аристарха Ливанова. За роль Григория Мелехова еще в том, прежнем «Тихом Доне», поставленном на сцене Ростовского драматического театра им. М. Горького в 1970-х годах, Аристарх Ливанов был удостоен Госпремии.

Пересматривая сериалы с участием Николая Чиндяйкина, «Час Волкова», «Всегда говори всегда», можно увидеть еще одно знакомое донской театральной публике лицо. Это – Гордый из «Собак», знаменитой рок-оперы Ростовского молодежного театра, Лаэрт из не менее знаменитой театральной постановки «Гамлет», Робин Гуд из «Баллад о Робин Гуде». Вернее, исполнитель этих замечательных театральных ролей артист Вадим Шанаурин

С десяток лет посвятил он донской Мельпомене прежде чем переехал в Москву. Но не для того, чтобы светиться на столичном экране: Шанаурина больше увлекают режиссура, организация кинопроизводства.

Если посмотреть фильмографию артистов, работавших в донских театрах в начале 2000-х, обнаружится интересная особенность. Многие из них снимались в одних и тех же телепроектах: «Атаман», «Ростов-папа», «Дневник убийцы». Для большинства эти фильмы стали киностартом.

Объясняется это просто. Прежде всего тем, что съемки всех трех картин проходили на Дону. А когда фильм, запущенный в производстве в столице, снимается в провинции, у местных театральных артистов возникает шанс поучаствовать в этом проекте. Правда, в роли, как правило, эпизодической, а то и вовсе мимолетной. Неудивительно, что некоторые театральные артисты ходить на кастинги ради такого киноопыта считают ниже своего достоинства. 

Но здесь все было иначе. Режиссер-постановщик «Атамана» Василий Мищенко – наш земляк. Родом из Белокалитвинского района. Сам в донских театрах не работал, поскольку с юности живет в Москве, но земляков привечает. К тому же ходили слухи, что при выборе нужных ему артистов на колоритные роли второго, третьего плана и эпизоды он во многом положился на мнение тогдашнего худрука Ростовского драмтеатра им. М. Горького и зампреда регионального отделения СТД Николая Сорокина. Сорокин, кстати, и сам в этой картине сыграл – милицейского генерала. А вообще такого количества донских театральных артистов, как в «Атамане», не было, пожалуй, ни до, ни после ни в одном кино– или телепроекте федерального масштаба. В нем участвовали даже артисты Ростовского музыкального театра – мастера оперетты, что вообще большая редкость.

А «Ростов-папу» и «Дневник убийцы» снимал на Дону ростовчанин Кирилл Серебренников, прежде ставивший спектакли и в Ростовском драмтеатре, и в Ростовском молодежном. Состав донских театральных трупп был ему хорошо знаком.

Артист Таганрогского мемориального чеховского театра, а затем ростовской драмы Влад Ветров в 1990-е годы был одним из немногих служителей донской Мельпомены, кого приглашали в кинопроекты. Однако популярным киноактером Ветров стал в известной степени благодаря Серебренникову. Друзья и знакомые давно советовали Ветрову переезжать в Москву, но решающим для него стало слово Серебренникова. Тот работал тогда в театре «Современник». В «Современник» режиссер «перетянул» и актрису Ростовского молодежного театра Таисию Михолап, которая участвовала почти во всех его ростовских постановках.

Кирилл Серебренников ныне возглавляет «Гоголь-центр». Сейчас запустил в производство фильм о Викторе Цое тех времен, когда он еще пел в электричках и только готовил свой первый альбом. А Ветров и Михолап по-прежнему служат в «Современнике» и участвуют в кино– и телепроектах.

Случай с Таисией Михолап вообще уникальный. Ведь в Москву она переехала в возрасте 57 лет! В эти лета многие актрисы и в столце, и в провинции лишь мечтают о былой востребованности. Михолап была вполне довольна тем, как складывалась ее театральная карьера в Ростове, но представился шанс подняться на новую ступень, и – рискнула.

Еще больше удивил донских театралов и своих коллег артист того же Ростовского молодежного театра Виталий Филипповых. Кстати, это тоже человек, который участвовал во многих ростовских театральных постановках Серебренникова. Филипповых покинул эту труппу прошлым летом и, как говорят, взял курс на столицу. Несмотря на свои 68 лет. Виталий Филипповых за годы работы в Ростовском молодежном участвовал во многих кинопроектах. Снимался в эпизодических ролях и в «Последнем забое», и в «Челночницах», и в «Тихом Доне».

«Хладнокровен. Рассудителен. Осторожен, но храбр. С боевым прошлым». Это – характеристика капитана Лисицына, сотрудника Федеральной экспертной службы. Такую службу придумали создатели сериала «След», едва ли не самого долгоиграющего на отечественном телевидении. Роль капитана Лисицына играет в нем бывший артист Ростовского молодежного театра Георгий Тесля-Герасимов. Он почти ежевечерне на телеэкране.


Вообще список киноролей Тесли-Герасимова – немалый. Однако в одном из интервью он обмолвился, что не прочь бы вернуться в театр. Но уже в качестве режиссера. А поставить свой первый большой спектакль ему бы хотелось на сцене Ростовского молодежного. В этом театре Георгий Тесля-Герасимов не только дебютировал как актер. В его Золотом фойе сыграл свою свадьбу.