Глупышкин и Дядя Пуд

Как известно, первой русской игровой художественной кинолентой была «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), в которой воспроизводится содержание песни «Из-за острова на стрежень».



Дядя Пуд.

Ее жанр (историческая драма) порой связывают с особенностями русского национального характера. Неслучайно, мол, первым французским фильмом была кинокомедия (это же – и первый художественный фильм в истории мирового кино), а у русских – историческая драма…

Возможно, какая-то психологическая закономерность тут и прослеживается, но не следует преуменьшать и русской веселости. 

«Понизовая вольница» с ее жутковатой демонстрацией мужской солидарности и атаманской щедрости вышла на экраны в октябре 1908 года. А в декабре, осушив слезы, пролитые по поводу печальной участи персидской княжны, зрители покупали билеты на сеанс первой русской комедии «Усердный денщик». Причем оба фильма произвела одна и та же кинокомпания – Ателье Александра Дранкова. 

Первая русская кинокомедия оказалась вдвое короче первой русской кинодрамы, но вряд ли стоит искать в этом некую дискриминацию жанра. Три минуты были насыщены хохмами. Публика смеялась, глядя, как влюбленный в кухарку денщик и к тому же неудержимый сластена чудит на кухне. То приклеится к липкой ленте, разложенной для ловли мух, то обожжется стащенным втихаря пирожком, то разобьет посуду и, пытаясь искупить вину, завалит целый посудный шкаф…

Публику неуклюжесть персонажа забавила. До денщика она с удовольствием ходила посмотреть на столь же изящные действия месье Глупышкина. Несмотря на русскую фамилию, Глупышкин был французом. Собственно, Глупышкиным его называли только в российском кинопрокате. Сначала это кино снимали во Франции, и главного героя называли Буаро, то есть простофиля. Потом исполнителя главной роли – в недавнем прошлом французского акробата Андре Дида – переманили в Италию, и Буаро превратился в Кретинетти. А в России так и остался Глупышкиным.

Нынешние артисты очень гордятся собой, если выполняют какие-то трюки без дублера. А для артистов первых кинокомедий это было обязательным условием участия в фильме. Ведь большинство комедий строилось именно на трюках. Поэтому так востребованы были люди с отличной физической подготовкой. Прежде всего циркачи: акробаты, клоуны, борцы.

Первой кинозвездой, шагнувшей с цирковой арены на киноэкран, стал Всеволод Авдеев. Впрочем, и любителям цирка, и кинозрителям он был известен как Дядя Пуд.

В Дяде Пуде при росте метр восемьдесят три сантиметра веса было 12 пудов и 31 фунт, то есть 218 килограммов. Окружность его бицепса – как талия Венеры Милосской: 59 сантиметров.

Дядя Пуд, несмотря на огромный вес, довольно легко двигался и даже недурно танцевал. Играл он преимущественно недотеп. К примеру, репортера, которому поручили сделать снимок бегущих спорт­сменов. Дядя Пуд обознался и принял за спортсменов жуликов, спасающихся бегством от полиции. Этот гигант бросился вслед за ними, чтобы сделать кадр получше, а подоспевшие полицейские приняли его за члена шайки и отправили вместе с преступниками в кутузку.

Звезда Дяди Пуда сияла на кинонебосклоне недолго. Через пару лет кассовые сборы на фильмы с его участием упали, и Дядя Пуд вернулся в цирк.

Самым успешным среди артистов, которые в кино приходили из цирка, был, конечно, Юрий Никулин. Отлично справлялся и с комедийными ролями, и с драматическими. А кроме того, добавил, по мнению экспертов, кинокомедиям уже подзабытой цирковой выразительности. Жаль, мало кто из пионеров отечественного кино и первых российских кинозрителей дожил до этого триумфа.

Носили Макса на руках

Большинство наших современников узнали о первом кинокороле смеха благодаря фильму «Здравствуйте, я ваша тетя!». Там есть парад звезд немого кино, а на этом параде – элегантный человек в цилиндре, с тросточкой. Макс Линдер.

Таким денди комик Макс Линдер был и в кадре. Его тезка-персонаж попадал в смешные или щекотливые ситуации, из которых старался выпутаться, не потеряв лица.

У Линдера была целая армия поклонниц и поклонников. В 1913 году он предпринял большой гастрольный тур. Российские киноманы ликовали: ведь их кумир включил в этот тур Россию.

В Петербурге поклонники Линдера выпрягли лошадей и сами везли его экипаж по улицам тогдашней русской столицы. В Москве Линдера от вокзала до гостиницы несли на руках. Одно из периодических изданий договорилось до того, что в недавнем прошлом в Европе было два человека с громкими именами: Лев Толстой и Макс Линдер. Но Толстой умер, и остался только Линдер.

Но артист не уповал только на магию своего имени. Для встречи с российскими зрителями он снял забавный сюжет о том, как добирался в далекую и незнакомую ему Россию. И в зале появлялся необычно: спускался откуда-то сверху по канату.

Встреча с кинозвездой – это всегда испытание и для нее самой, и для зрителей. Одно дело – фильм с его оригинальными ракурсами и крупными планами, другое – сцена. Макс Линдер при росте метр пятьдесят семь сантиметров многим показался совсем не таким выразительным, как на экране. Но в целом российская публика осталась гастролями довольна. Линдер, вероятно, тоже. Даже снял в память об этой поездке две комедийные короткометражки: «Макс и госпожа Прозорова» и «Макс и русская курсистка». О чем они – догадаться нетрудно. О любви.

Пройдет совсем немного времени, и фраза «Макс на фронте» станет для Линдера не названием новой серии, а строкой биографии. По состоянию здоровья артист был непризывным. Он пошел служить добровольцем в нестроевую часть. Рассказывают, что случалось ему и мерзнуть в окопах, и в комфортных условиях выполнять некие дипломатические поручения.

Хотя в послевоенные годы тяга зрителей к комедиям возрастает, к сериям о Максе публика почему-то охладела. Возможно, подустала от этого персонажа. Ведь Линдер выпустил пятьсот сюжетов!

Он изменил стиль, стал с переменным успехом снимать картины не про Макса. Но давнее переутомление, тяжелое ранение, полученное на войне, творческие неудачи способствовали развитию нервного заболевания. Артиста не спасли ни женитьба на любимой девушке, ни рождение ребенка.

Однажды, в 1924 году, Макса Линдера и его молодую жену нашли на грани жизни и смерти. Официальное объяснение: супруги не рассчитали дозу снотворного. Однако полтора года спустя стало ясно, что это не было случайностью. Вторая попытка самоубийства им удалась. 

В России фильмы с участием Макса Линдера с успехом демонстрировались и после революции. Но он об этом, вероятно, не знал…


Неизбежный Вова и другие

В годы Первой мировой войны у российских кинозрителей появились новые любимые киногерои и их исполнители. Большой популярностью пользовалась серия комедийных короткометражек про Антошу. О чем эти ленты, можно судить по их названиям: «Антоша-двоеженец», «Антоша - Шерлок Холмс», «Антоша хочет похудеть».

Антоша был мужчиной средних лет, с виду – довольно положительным. Его играл поляк Антоний Фертнер. С началом военных действий он двинулся из Варшавы, которая тогда была городом Российской империи, на восток, в Петербург, а затем в Москву. На первых порах его поддержал кинопродюсер, имя которого особенно дорого сердцу дончан: Александр Ханжонков. Но потом Фертнер вместе со своим талантливым земляком – режиссером и сценаристом Пухальским – перешел в другую кинофирму. 

Часть фильмов про Антошу снималась на территории современной России, часть – на территории современной Польши. Так что в итоге Фертнер и его Антоша оказались у истоков кинокомедии сразу двух стран.

Маску Аркаши придумал уроженец Риги Аркадий Бойтлер. И в судьбе Бойтлера принял участие Ханжонков.

 Аркаша был безбашенным, он то и дело становился жертвой собственной опрометчивости. Кумиром Бойтлера был Чарли Чаплин, он освоил многие его актерские приемы. 

В 1919 году Бойтлер эмигрировал в Германию. Он принял участие в конкурсе двойников Чаплина и был увенчан лаврами победителя. Согласно легенде, в том же конкурсе участвовал инкогнито и сам Чаплин, который не вошел даже в тройку лидеров.

Бойтлер пытался продолжить в Германии серию про Аркашу, но его звездный час уже миновал…

В годы войны зрителям нужен киногерой, который в огне не горит, в воде не тонет. И такой персонаж действительно появился на экране: Вова-студент.

По происхождению Вова – аристократ, по жизни – везунчик. Вову призвали в армию рядовым, и он даже не подумал воспользоваться папиными связями, чтобы облегчить свое положение. 

Вова находчив и смел, но по неопытности и из-за некоторой неорганизованности попадает в непростые ситуации. Однако, словно у известного персонажа русских народных сказок, в итоге все равно все складывается в его пользу. 

Эту роль сыграл Александр Вернер. Есть свидетельство, что азы актерского мастерства Вернер постигал в любительской театральной студии Ростова-на-Дону.

До революции в России сняли более 350 кинокомедий-короткометражек. Большинство их по разным причинам до наших дней не дошло.