О том, как вели и ведут счет времени в разных странах,  рассказывает выставка Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника

Редкий экземпляр церковного календаря за 1947 год

Килограммы календариков

Стены одного из музейных залов  увешаны красочными таблицами, дающими представление о летоисчислении в Древнем Риме и Китае, Египте, Древней Греции и других цивилизациях, а также  о реформах календарей, которые предпринимались в древности и в новое время. 

- Все знают поэта Омара Хайяма, но немногим известно, что это был еще  астроном и математик.   Он  внес вклад в разработку иранского календаря, согласно которому  новый год  (Навруз) приходится на день весеннего равноденствия, - говорит Ирина Афанасьева, заведующая научно-методическим отделом Азовского музея-заповедника.

Много неожиданного открывают для себя посетители этой выставки. Причем, оказывается, что самое удивительное для них чаще связано не с экзотикой, а со славянской стариной:

- Это прежде всего то, что год у древних славян длился всего девять месяцев и состоял только из трех сезонов – зимы, весны и осени, зато неделя  была девятидневной.

В выставочных витринах – целая коллекция календарей: от увесистых томов и альбомов до карманных. Особый интерес вызывают красочные церковные месяцесловы начала ХХ века. По этим календарям даже не знающий грамоты мог догадаться,  какому православному святому  посвящен каждый день месяца. Многие посетители говорят, что  раньше о месяцесловах только слышали, а увидели их впервые.

Одну из витрин можно назвать ностальгической.  В ней  - картонные карманные календарики советского времени.

- Это – подарок музею от одного из жителей нашего города, - поясняет Ирина Афанасьева. -  Когда-то  многие увлекались коллекционированием таких календариков. Посетители  находят взглядом что-то знакомое и радуются. Или немножко грустят: «У меня тоже был такой календарик! Эх, как время летит…» Мы стали считать календарики, сбились со счета и решили – лучше взвесить. Вытянуло на три с половиной килограмма. Кстати, самыми большими тиражами такие календарики выпускались именно в 1980-е годы.

Увы, сегодня спрос на календари всех типов резко упал. А жаль. Все же в календарях, как еще раз подтверждает эта выставка, есть своя эстетика. Многие из них содержат массу полезных вещей (это – и отрывные, и специализированные. Календарь рыболова, к примеру).  Это - хорошая память о былом.

Да, а православным Новым годом часто называют Пасху. В этом году она наступит  16 апреля.


Азовские невесты

В канун весеннего равноденствия в Азовском музее-заповеднике открылась еще одна выставка, уже традиционная: «Забытый город забытой страны».  Ее экспонаты – это артефакты, обнаруженные в ходе раскопок предшествующего  археологического сезона.  Находки относятся преимущественно к трем временным пластам: античности,  золотоордынскому  периоду и петровской эпохе.

О таких находках «Наше время» сообщало не раз. При этом археологи часто не спешили с обобщениями и выводами. Но сегодня они уже готовы поделиться с журналистами некоторыми гипотезами. В частности, по поводу «азовских невест».

Напомним, что крепость Азов заселялась, по петровскому указу, не только солдатами и стрельцами, но также разными работными людьми. Кроме того, в Азов повелели переселить  довольно большое число  девиц и молодых вдов для вступления в брак  с солдатами Азовского гарнизона.

Останки  жителей Азовской крепости тех лет из обнаруженных археологами погребений, исследовала известный донской антрополог Елена Батиева. И вот что сообщил «Нашему времени» о предварительных результатах  этих исследований  заведующий археологическим отделом Азовского музея-заповедника Андрей Масловский:

- Процент женщин, которые в связи с какими-то увечьями, вероятно, были хромыми, превышает среднестатистический.

Но пытались ли родственники избавиться таким образом от засидевшихся в девках хромоножек или они сами отваживались ехать в далекую азовскую крепость, где были рады любой невесте, - можно только гадать. Как и о том,  нашли ли они здесь свое женское счастье?