В Ростове в прошлом году открыли памятник Александру Ханжонкову, пионеру русского кинематографа. Казалось бы, радоваться надо! Но посмотришь на него, оглянешься вокруг, и совсем другие чувства обуревают

Стоит Ханжонков на фоне монументального здания гостиницы «Ростов», памятника советского авангарда. В ста метрах от него – известный фонтан с богатырем. Богатырь бьется со змеем, а рядом с ним – диво-дивное: черно-белый кубик здания под хай-тек с какими-то якобы античными фигурами на крыше… Появление в этой «компании» еще и памятника Ханжонкову сделало этот уголок Ростова и вовсе диким. Неужели никто этого не видит? 

– Все происходит оттого, что решения по обустройству городской среды принимают не специалисты, а чиновники, – комментирует архитектор-реставратор, эксперт по объектам культурного наследия Министерства культуры РФ, краевед Любовь Волошинова. – Когда высокий городской чин говорит, что он тут главный архитектор, что возразят ему подчиненные?.. А между тем городская среда воспитывает жителей. Или – наоборот.

– Как-то можно спасти этот уголок Ростова?

– По моему мнению, стоит оставить фонтан, а скульптуру богатыря убрать. Фонтан – благо для южного города. А художественные достоинства «борца с зеленым змием», как называли ростовчане скульптуру из позеленевшей меди, всегда вызывали сомнение. Сегодня просели и сам фонтан, и скульптура. Теперь вообще непонятно, на кого замахивается мечом богатырь… Да и кто сказал, что городская скульптура должна стоять вечно?

Здание под хай-тек закрыло обзор на гостиницу и фонтан со стороны Красноармейской, нелепо выглядит рядом с памятником конструктивизма. В историческом Ростове дома всегда вписывались в структуру городской среды, становясь ее частью. Тут этот принцип проигнорирован. В свое время появление этой черно-белой «стекляшки», частной собственности, на перекрестке Красноармейской и Буденновского вызвало большое возмущение и специалистов, и общественности. Как оно могло возникнуть на этом углу в центре города – загадка… И то, что оно будет снесено, – сомнительно. Кстати, для его постройки была вырублена часть сквера. В Генплане развития Ростова еще десять лет назад было отмечено, что в донской столице катастрофически не хватает зелени, потому парки и скверы должны быть неприкосновенны. В реальности все иначе…

– А памятник Ханжонкову? Он теряется на фоне фасада гостиницы…

– Каждому монументу – свое место, свой контекст, свой масштаб. Тот, кто выбирал место для памятника, явно упустил это обстоятельство. Вот и соседствуют кинематографист и былинный богатырь на фоне гостиницы в духе советского авангарда! Выбор места под памятник объясняют тем, что напротив него расположено здание той самой гимназии, где когда-то учился Ханжонков. Однако угадать эту связь трудно – надпись на постаменте прохожие не читают. А широкий Буденновский с его сумасшедшим автомобильным движением рассекает проспект надвое, не давая возможности понять логику тех, кто выбирал место под памятник.

Наверное, рядом со зданием школы скульптура Ханжонкова смотрелась бы органичнее.

– Как избавить Ростов от таких нелепостей?

– Надо, чтобы в Ростове работал совет, на котором специалисты: архитекторы, скульпторы, художники – сообща бы решали, каким быть облику города. Для городской среды нет мелочей – важны архитектура, уличная скульптура, грамотное озеленение, уличные светильники, скамейки, урны. Не улыбайтесь: из ста человек девяносто бросят бумажку в урну, а не на тротуар, если урны присутствуют; не припаркуют автомобиль на газоне, если он зеленый и ухоженный. Городская среда воспитывает людей. Какой город, такие и люди…


В 70­80­е годы XIX века на пересечении нынешних проспекта Буденновского (Таганрогского) и улицы Красноармейской (Скобелевской) была почти окраина Ростова. На месте гостиницы «Маринс Парк отель» (бывший «Ростов») размещалась городская богадельня, рядом с которой возвели храм. Вдоль Скобелевский в те же годы разбили сквер. Через дорогу от богадельни была построена мужская казенная гимназия, которую посещали дети военных и мелких чиновников. В их числе – и юный Александр Ханжонков…

В 30­е годы ХХ века на месте богадельни и храма была построена гостиница «Ростов», гордость советского конструктивизма. Перед фасадом гостиницы был разбит сквер, любимое место отдыха жителей окрестных домов.