Почему на боевом ордене запечатлен профиль известного артиста, а режиссер Пырьев мог бы конкурировать с Мессингом

Киноканонический Невский

Первые ордена Александра Невского вручили в конце 1942 года. Представленные к этой новой боевой награде не могли не заметить сходство изображенного в центре ордена легендарного князя-полководца с артистом Черкасовым, сыгравшим его в довоенном фильме «Александр Невский».

Возможно, кто-то даже улыбнулся этому обстоятельству: – Надо же, как настоящий Невский на артиста Черкасова похож!

Однако достоверных изображений Александра Невского до наших дней не дошло. До революции существовал орден Святого Александра Невского, на котором было довольно схематичное изображение всадника на белом коне. В 1917 году новая власть орден Святого Александра Невского упразднила. 

В 1942 году у советского руководства возникла мысль вернуть орден Александра Невского в число воинских наград. Только возродить его не в честь святого благоверного князя Александра, а в честь Невского-полководца. Архитектор Игорь Телятников, которому было поручено сделать эскиз ордена, придал Невскому черты любимого в Советском Союзе, узнаваемого киноперсонажа – главного героя довоенной ленты «Александр Невский». Эту картину многие смотрели по нескольку раз, а заключительные слова князя знали наизусть: «Если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!»

Сталину нравился фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», он благоволил исполнителю главной роли Николаю Черкасову. Неудивительно, что эскиз Телятникова утвердили.

Николай Черкасов был артист универсальный, но особенно его привлекали роли с элементами комедии и даже эксцентрики. На роль Александра Невского Черкасов согласился не сразу. Вот как он объяснял это в мемуарах: «Величественный эпический стиль картины, легендарного образа ее героя, глубокая отдаленность исторических событий, которые предстояло воскресить, – все это казалось мне трудно преодолимым препятствием».

Однако Черкасов согласился и никогда о том не пожалел. И зрителям сразу полюбился этот видный (почти два метра ростом), красивый князь. 

Съемки «Александра Невского» проходили в 1938 году. Однажды во время производственного перерыва между съемками эпизодов на Чудском озере в руках у кого-то из массовки оказался свежий номер «Правды» – главной советской газеты тех лет. Уже через несколько минут этот номер всколыхнул и «русское воинство», и «немецких захватчиков». «Правду» передавали от «русских дружинников» – «немецким пехотинцам», от «пехотинцев» – «псам-рыцарям». И всюду что-то читали вслух громкими голосами.

«Всеобщее внимание привлекло официальное сообщение ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза – прим. «НВ») о том, что накануне японские фашисты вновь вторглись на нашу землю и в течение всего дня вели бой, пытаясь захватить Заозерную высоту в районе озера Хасан, но натолкнулись на мощный отпор Красной Армии», – так Черкасов описал этот случай в «Записках советского актера».

После перерыва, заполненного чтением «Правды», съемки, по свидетельству Черкасова, возобновились с большим подъемом.

Орден Александра Невского с профилем Черкасова, загримированного под легендарного князя, по праву считается одной из красивейших советских боевых наград. Особенно это относится к первым экземплярам, когда орден был сборным (потом он стал цельноштампованным).

Этим орденом в Великую Отечественную награждали командиров разного ранга. Иногда – не командиров, а рядовых, которые в критический момент брали на себя командование подразделением и успешно справлялись с боевой задачей. А самый первый орден Александра Невского получил командир батальона морских пехотинцев лейтенант Иван Рубан, который действовал, словно вспоминая тактику Невского на Чудском озере. В августе 1942-го в районе излучины Дона его батальон отразил атаку вражеского полка, поддерживаемую танками. Удалось это благодаря тому, что Рубан разделил батальон на три отряда, один из которых заманил противника в приготовленную для него ловушку. В результате этого боя были уничтожены семь танков и более двухсот вражеских солдат.

Некоторые фалеристы (коллекционеры значков, орденов и медалей) утверждают, что орден Александра Невского вручался чаще других наград такого рода, но вот его кавалеров после войны оказалось меньше, чем кавалеров других орденов. Распространенное объяснение этому звучит так: многие награжденные орденом Александра Невского почему-то нередко погибали вскоре в других боях.

Прямо мистика какая-то… 

В 2010 году орден Александра Невского претерпел кардинальные изменения и приблизился по своему виду к тому, каким был до 1917 года. Теперь это рубиновый крест с золотыми геральдическими орлами между гранями. 

В центре креста, на эмали, всадник на белом коне, вряд ли у кого вызывающий воспоминания о киногерое.


Пророчество от Ивана Пырьева

Если запросить поисковик «Яндекса» о фильмах-пророчествах, он выдаст с десяток названий. Все ленты иностранного производства. Главным образом, американские.

Это, к примеру, «Космическая одиссея – 2001», которая, показала прообразы говорящих планшетов, «Супербратья Марио» (после разрушения американских башен-близнецов зрители увидели в кадрах этой ленты предвосхищение будущей трагедии). Или фильм «Враг государства», в котором показано, как Агентство национальной безопасности США ведет слежку за гражданами через мобильные телефоны, что в пору выхода фильма на экраны казалось маловероятным.

Название советской музыкальной мелодрамы «В шесть часов вечера после войны» ни в одном из таких списков не встретить. Хотя эта картина Ивана Пырьева не в меньшей степени заслуживает того, чтобы называться пророческой.

Это фильм о любви. О том, как на фронт, в воинскую часть пришла посылка с подарками. А собрали ее под руководством своей воспитательницы – тети Вари – детсадовцы. В посылку было вложено фото отправителей. Увидев это фото, два друга-артиллериста сразу же влюбились в тетю Варю – молодую и очень красивую.

Судьба распорядилась так, что они смогли с ней увидеться. Варя ответила взаимностью одному из бойцов – лейтенанту-артиллеристу Кудряшову. Его отпуск заканчивался, Варя и Кудряшов условились встретиться вновь в шесть часов вечера после войны.

Потом Варя тоже ушла на фронт и стала зенитчицей. Однажды их с Кудряшовым фронтовые дороги пересеклись, но ненадолго. И наконец, после серьезных испытаний и всяческих мелодраматических недоразумений, они все же встретились у стен Кремля в шесть часов вечера после войны, накануне салюта Победы. И по всему было видно, что на дворе – май.

Фильм вышел на экраны 16 ноября 1944 года, съемки начались в 1943-м. Как же Иван Пырьев угадал, что Победу будут праздновать в мае?

Сегодня многие слышали о пророчестве Вольфа Мессинга, назвавшего дату окончания войны задолго до падения Берлина: 8 мая 1945 года. Но мог ли знать о пророчестве Мессинга Пырьев в 1943 году? Вряд ли. 

Вообще в сценарии Виктора Гусева финал был другой. Короткая встреча Вари и Кудряшова на какой-то железнодорожной станции, поезда их увозят в разных направлениях, Варя попадает под бомбежку и погибает. Видение их с Кудряшовым встречи под небом, расцвеченным салютом Победы, возникает в ее угасающем навеки сознании. Но Пырьеву такой конец не понравился. Он оставил Варю в живых, а салют Победы на Красной площади снял как реальность. Возможно, этим и повлиял чуть-чуть на ход реальных событий. Ведь фильм получился чрезвычайно духоподъемным. А то, что укрепляет дух, приближает победу.