Интересные, а порой и неожиданные факты донской истории, неувядающие имена наших земляков и тех легендарных личностей, которые способствовали процветанию донской земли, – все это вы найдете в Краткой энциклопедии Ростовской области, которую мы составили в честь ее 80-летия

Звезда по имени Ким

Ким Назаретов – это в донской культуре одно из самых солнечных имен. Во многих статьях об этом выдающемся музыканте и педагоге есть такая параллель: имя Ким расшифровывается как Коммунистический интернационал молодежи. А Ким Назаретов создал на Юге России первый  молодежный джазовый интернационал.

Со стороны казалось, что все Назаретову дается легко, а сам он – баловень судьбы. Свой первый джаз-оркестр организовал еще во время учебы в Харьковской консерватории, когда многие  продолжали видеть в этой музыке проявление чуждой советским людям ментальности. Потом – плодотворная работа в местном театре, возвращение на малую родину, в Ростов, создание нового джаз-оркестра и похвала услышавшего его мэтра – Олега Лундстрема.

В середине 1960-х  жители и гости донской столицы с удовольствием приходили в парк им. Октябрьской революции послушать оркестр Назаретова (он играл на танцплощадке «Мелодия»), и мало кто задавался вопросом: а где же его база? Где репетируют?

Своего постоянного помещения у оркестра Назаретова не было. Его выделили спустя много-много  лет, за три дня до внезапной смерти маэстро.

Где бы ни выступал Назаретов со своим оркестром, в СССР или за рубежом, концерт становился сенсацией. Назаретов создал в Ростовском училище искусств первое в стране отделение эстрадной и джазовой музыки, а в Ростовской консерватории – первую в СССР кафедру этого профиля. Он стал проводить в Ростове всероссийские и международные джазовые фестивали. Это еще с середины 1980- х – при Назаретове и благодаря Назаретову – Ростов получил неофициальный статус южной столицы российского джаза.

Сегодня имя Кима Назаретова носит первая в России Ростовская детская джазовая школа.

Звания Ростовской области

В Ростовской области учрежден ряд региональных званий. Самое массовое – «Ветеран труда Ростовской области», самое высокое – «Почетный гражданин Ростовской области».

Кроме того, в последние несколько лет постановлениями правительства Ростовской области учреждены звания для поощрения лучших работников различных отраслей. Это «Лучший дорожник Дона», «Лучший инженер Дона», «Лучший муниципальный служащий в Ростовской области», «Лучший работник агропромышленного комплекса Дона», «Лучший работник коммунального хозяйства Дона», «Лучший работник культуры Ростовской области», «Лучший работник многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Дона», «Лучший работник образования Дона», «Лучший работник промышленного комплекса Дона», «Лучший работник торговли Дона», «Лучший работник транспорта Дона», «Лучший связист Дона», «Лучший социально ориентированный работодатель Дона», «Лучший строитель Дона». 

Те, кого представляют к этим званиям,  должны быть не только высококлассными мастерами своего дела, но и людьми с активной жизненной позицией. Как правило, такое региональное  звание  мастер  своего дела  может, согласно регламенту,  получить за свою трудовую жизнь только один раз. Но, к примеру, удостоиться звания «Лучший муниципальный служащий в Ростовской области» можно неоднократно. Кандидаты на это звание определяются по итогам специального конкурса. К повторному участию в нем обладатели данного  звания допускаются спустя три года.

Удостоенным званий Ростовской области вручаются нагрудные знаки. Дизайн их разнообразен. Это может быть звезда с эмалевой вставкой, золотой круг, золотой или серебряный картуш с наименованием  звания и т.д. Лицевую сторону многих таких знаков украшает герб Ростовской области. 


Знаменосец

30 апреля 1945 года лейтенант Алексей Берест докладывал своему командиру – комбату Неустроеву – о выполнении поставленной перед ним и сержантами Егоровым и Кантария  задачи: Знамя Победы установлено на бронзовой конной скульптуре на фронтоне главного подъезда Рейхстага. Привязано к ней ремнями. Не оторвать!

В истории Второй мировой войны это событие – знаменательное, знаковое, большой политической важности. Но  во время ожесточенных боев за Рейхстаг, которые продолжались до позднего вечера 1 мая,  Алексей Берест  в  глазах товарищей по оружию больше  отличился  другим:  переговорами  с гитлеровцами, засевшими в подземелье своей главной цитадели. 

Гитлеровцы, среди которых был генерал, потребовали для переговоров равного по званию. На худой конец – полковника. Советских полковников на тот момент в Рейхстаге не было, и Неустроев придумал представить полковником Береста, человека представительной внешности, разговаривавшего свободно и с достоинством.  Для Береста удалось найти трофейную кожаную куртку - он надел ее вместо потрепанной  шинели,   старший по званию одолжил ему фуражку. Так,  в облагороженном виде вместе со своими «адъютантом» и переводчиком Берест смело вошел в логово врага. 

Переговоры вел жестко: никаких предварительных условий. Только безоговорочная капитуляция. После трехчасового раздумья гитлеровцы выбросили белый флаг.

Берест был украинец, уроженец Сумской области. На Дон переехал после войны.

Свой самый самоотверженный подвиг Алексей Прокопьевич Берест совершил уже в мирное время, когда ценою собственной жизни спас на одном из ростовских железнодорожных переездов ребенка.


Золотой век донской Мельпомены

15 июля 1936 года наша газета приветствовала со своих страниц театральный коллектив под руководством заслуженного артиста республики Юрия Завадского, прибывший из Москвы в Ростов на постоянную, как сообщалось, работу.

Откуда у ростовчан возникла уверенность в том, что Завадский и его артисты, среди которых были широко прославившиеся в последующие годы Вера Марецкая и Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Осип Абдулов, приехали в этот город навсегда, - можно только догадываться. Завадского и его коллектив откомандировали в Ростов для укрепления труппы местного театра, незадолго перед тем переехавший в уникальное здание в форме трактора, начиненное передовой по тому (да и по нашему, пожалуй) времени сценической машинерией. Такие творческие командировки были вполне в духе того времени. К примеру, ростовских артистов отправляли открывать театральные таланты на Северном Кавказе.

Сегодня те четыре года, которые коллектив Завадского провел в донской столице, называют золотым веком ростовского драмтеатра и даже донской Мельпомены. Были ли они золотыми страницами в биографиях артистов труппы Завадского – большой вопрос. В огромном пафосном зале нового  чудо-театра оказалась плохая акустика. Требовалось форсировать интонацию, усиливать мимику и жесты. И это притом, что эстетика школы Завадского строилась на полутонах. Тем не менее за  четыре года в Ростове Завадскому удалось выпустить около двух десятков спектаклей по русской и зарубежной классике, а также пьесам современных авторов и даже самому сыграть Чацкого в «Горе от ума». Марецкая блистала на ростовской сцене в образах Катарины  («Укрощение строптивой») и Мирандолины  («Трактирщица»). Плятт  сыграл одну из лучших своих театральных ролей в спектакле «Дни нашей жизни».

Завадский и его помощники не только работали над новыми постановками, но и воспитывали в духе своей эстетики местную молодежь.

Есть такая версия, что именно работа в провинции спасла Завадского и его учеников от катка Большого террора. Мнение спорное: по Ростовской области  этим катком прошлись не меньше, чем по другим территориям. Но, возможно, и вправду продолжительная ростовская командировка, которую нередко называют южной ссылкой, стала для Завадского спасительной. 


Золото донских степей

Это про лошадей донской и буденновской пород, которых называют гордостью отечественного коневодства. Обе породы выведены на Дону. У истоков селекционной работы по созданию донской породы лошадей стоял легендарный атаман Платов. 

В годы Гражданской войны  поголовью лошадей донской породы был нанесен  огромнейший урон. Однако удалось не только ее восстановить, но и создать на ее основе еще другую – буденновскую, которая была официально зарегистрирована в 1948 году.

Социальный слом, в результате которого страна под названием СССР перестала существовать, и последовавшие вслед за ним экономические реформы оказались для этих пород страшнее Гражданской войны. Поголовье сократилось до катастрофического минимума.

По мнению экспертов, кони дончаки – это национальная гордость России. Донская порода универсальна: вынослива, неприхотлива, спокойного нрава.  Верховая и упряжная. Это отличные лошади для  спортивных состязаний, школ верховой езды и конного туризма, конной полиции. Современная буденновская порода   позиционируется прежде всего как спортивная.

Чтобы привлечь внимание к проблемам этих пород, немногие ныне выращивающие их конезаводы проводят ежегодную выставку «Золотая лошадь», устраивают различные акции. Видный деятель казачьего движения, сергиево-посадский предприниматель Павел Мощалков устраивал на дончаках походы от Москвы до Парижа и Берлина.  Казаки Всевеликого войска Донского в честь 70-летия Великой Победы прошли конным маршем на дончаках от Мамаева кургана до Керчи. Поход подробно освещался на страницах «НВ». В 2014 году  наша газета провела собственную акцию «Спасем дончаков!», направленную на популяризацию донского степного золота.