С фильмами кинофестиваля «Мост искусств» смогут познакомиться даже люди, лишенные способности видеть.

Ирина Безрукова – не только актриса, но и тифлокомментатор высшей категории.

Идея от Ирины Безруковой

На III Международном фестивале мотивационного кино и спорта «Мост искусств» (Bridge of Arts) пройдут кинопоказы, сопровождающиеся тифлокомментариями. Эта методика разработана для социальной адаптации слабовидящих и незрячих. Идею внедрить эту технологию в практику «Моста искусств» вскоре после учреждения этого фестиваля высказала его участница, наша землячка актриса Ирина Безрукова.

Тифлокомментарии, по словам Ирины, сродни тем, которые сопровождают спортивные состязания. В частности, футбольные матчи. Надо лаконично и емко описать в паузах между диалогами ситуацию на экране, чтобы незрячий человек словно собственными глазами увидел происходящее, а остальные зрители не испытывали бы из-за этих реплик дискомфорта.

Впервые о тифлокомментировании Ирина услышала от Дианы Гурцкой, прошла курс специального обучения. Ее первым опытом стал спектакль «Пушкин» в Московском губернском театре под руководством Сергея Безрукова.

Число сторонников этой методики растет: пару лет назад в России было лишь несколько тифлокомментаторов, а сейчас их больше двадцати.

В большой программе кинофестиваля «Мост искусств» – пока только три сеанса с тифлокомментариями: два вечерних (конкурсная лента «Не смотря ни на что» и внеконкурсная «Три сестры») и дневной (лента из блока семейного и детского кино «Человек-паук-3: враг в отражении»). Кстати, немецкий фильм «Не смотря ни на что» – это рассказанная с добрым юмором история о плохо видящем молодом человеке, который всеми правдами и неправдами пытается скрыть свой недуг, чтобы вести тот образ жизни, о котором мечтал. Вход на все три эти фильма – бесплатный.

Фильмы с тифлокомментариями – это часть социальной программы кинофестиваля. В ее рамках также пройдет показ ленты «Морская звезда» о человеке, который лишился рук и ног, но благодаря поддержке семьи сумел сохранить вкус к жизни. К этому показу будет приурочена встреча с известным донским парапутешественником, изобретателем инвалидной коляски для дайвинга Игорем Скикевичем.

 

«Это Чехов без извращений»

На фестивале будет представлено несколько экранизаций. Две из них – по русской классике. Это – попытка перевода на киноязык не слишком хорошо известной нынешнему, особенно молодому, зрителю повести Достоевского «Белые ночи» (конкурсный показ, работа режиссеров Татьяны Воронецкой и Андрея Богатырева) и популярнейшей чеховской пьесы «Три сестры» (режиссер Юрий Грымов).

три-сестры-2.jpg

Обе экранизации сторонники строгого соответствия кинодействия литературной основе назовут спорными. В «Белых ночах» герои и сама история осовременены (впрочем, авторы и сообщают, что фильм снят лишь по мотивам Достоевского), в «Трех сестрах» персонажи значительно возмужали. У Чехова сестры – это девушки, вероятно, не старше двадцати пяти лет, у Грымова – без пяти минут бабушки. Маше, влюбившейся в Вершинина, явно за шестьдесят. Однако режиссер уверен, что человек надеется и влюбляется в любом возрасте

– Чехов сегодняшний, но без извращений, – говорит в интервью о своей новой работе Юрий Грымов, явно намекая на скандальные постановки классика в столичных театрах.

Самый взрослый в грымовской версии – доктор Чебутыкин. Ему – 80 лет. А играет эту роль замечательный Игорь Ясулович.

Вообще актерский состав этой экранизации превосходный: Анна Каменкова, Людмила Полякова, Александр Балуев, Максим Суханов…

Суханов объясняет свое согласие участвовать в этой экранизации тем, что его привлекают эксперименты вдумчивых режиссеров. Его коллеги рассказывают о редкой атмосфере незамутненного коммерцией творчества, царившей на съемочной площадке.

 

Романы третьего возраста

Из фильмов, представленных на афише III Международного фестиваля «Мост искусств», можно составить целый блок трогательных, рассказанных с юмором историй в духе «Мама вышла замуж», «Бабушка спешит на свиданье» или «Старики-разбойники».

К примеру, в чешско-словацкой мело­драме «Ледяная мать» женщина шестидесяти семи лет влюбляется в спасенного ею пожилого мужчину. У нее нет мужа, у него – жены. Им бы соединиться, но эта идея очень не нравится ее взрослым детям…

В итальянской ленте «Преступник никогда не уходит на пенсию» обитатели приюта для социально незащищенных приходят к мысли, что помочь своей еще более несчастливой приятельнице могут, лишь ограбив местный клуб…

Необычные любовные треугольники возникают в фильмах «Жили-были» и «Мистер Штайн идет в онлайн». «Жили-были» – лента российская. Ее действие разворачивается в сельской глубинке: два бобыля (в ролях заняты Федор Добронравов и Роман Мадянов) одновременно решают порвать с холостяцким прошлым. Решение хорошее, и дело это такое, что, как говорится, никогда не поздно. Проблема в том, что сходятся они у одного порога – недавно овдовевшей старой знакомой (ее роль играет Ирина Розанова).

В центре афиши французского фильма «Мистер Штайн идет в онлайн» – портрет Пьера Ришара. Это не обманка, когда кинозвезда занята в крохотной ролечке, а портрет – на весь баннер. Пьер Ришар играет главную роль – семидесятипятилетнего вдовца, который скрашивает свое горькое одиночество за компьютером. Это занятие его увлекает, и он создает такой виртуальный образ, в который влюбляется молодая и красивая женщина. Ее охватывает желание реальной встречи с этим интеллектуальным суперменом, и герой Ришара теперь должен придумать что-то, чтобы ее не разочаровать…

 

Горец на укороченной дорожке

Имя главной звезды третьего фестиваля «Мост искусств» буквально до вчерашнего дня держали в секрете. Объявили на предфестивальном брифинге: Кристофер Ламберт. Актер, сценарист, продюсер, писатель. Большинству российских зрителей он прежде всего известен как Коннор Маклауд из фильма «Горец», а также участием в кинолентах «Смертельная битва», «Крепость: последний отсчет», «Крутые стволы».

ламберт.jpg

К сожалению, Кристоферу Ламберту, как, впрочем, и другим кинозвездам, прибывшим на фестиваль «Мост искусств», не удастся пройти по его рекордно протяженной красной дорожке. Как нередко подчеркивалось, самой длинной фестивальной дорожке в России.

На этот раз знаменитую красную фестивальную дорожку, пересекавшую всю Театральную площадь, решено укоротить. Не в целях экономии материала в кризисный период: для того, чтобы зрелище прохода по ней VIP-персон стало динамичнее и, значит, эффектнее.