В этом году историко-этнографическому музею села Чалтырь Мясниковского района – 25 лет. По сравнению с древней историей армянского народа – младенческий возраст. И все же работники музея, жители района за четверть века смогли собрать множество экспонатов, обширный документальный материал о своих предках.

Мебель крымских армян.
Трудолюбивый народ
– Основная часть этого материала посвящена нелегкому пути, который прошли армяне, начиная с XIII века, – рассказывает сотрудник музея Владимир Берекчиян. – Их переселению с Крымского полуострова на Дон.
Донские армяне были выходцами из города Ани средневековой Армении. Впоследствии город был захвачен турками. В те древние времена армяне страдали от набегов кочевых племен. И с согласия генуэзцев, заселявших юг Крымского полуострова, были вынуждены перебраться в Кафу (Феодосию). В 1778 года Екатерина II издала Указ, в котором повелевала переселить живущих в Крыму армян в Азовскую губернию.
Так случилось, что переселением армян было поручено заняться молодому генералу Александру Суворову. Прежде чем приступить к выполнению Указа Екатерины, Александр Васильевич по приглашению армян побывал в Кафе. Там он обратил внимание на развитое крымскими армянами ремесленное производство, в частности, обработку кожи и мехов. Особое место занимало также гончарное дело. Крымские армяне оказались замечательными земледельцами. Они выращивали зерно, занимались овощеводством, виноградарством. К тому же были умелыми строителями. Суворов решил, что этот трудолюбивый народ сможет быстро освоить дарованные императрицей новые земли, поднять на Дону сельское хозяйство. И он не ошибся.
 
Мец дун и шамама
Когда крымские армяне прибыли на Дон, они заселялись в местах, где были родники. Село Чалтырь построили у родника Мецчорвах – Большой родник. Вода символизировала жизнь.
Во дворах переселенцев обязательными были два дома: мец дун, что в переводе с армянского большой жилой дом, и покр дун – маленький. Это была летняя кухня. Во дворах строились дворовые печи. В доме основным атрибутом мебели был круглый стол, вокруг которого собиралась вся семья.
Детские колыбели – подвесная и напольная, инструмент для обработки шерсти, сепаратор для сбивания масла, шамама – погремушка из высушенной тыквы, – в музее бережно хранят обычные предметы быта крымских армян.
Много в музее музыкальных инструментов. Дудук, зурна, хавал, звуки которой напоминают звуки флейты, кеменча, похожая на скрипку, давул – большой двухсторонний барабан…

 SAM_3206.jpg 
«Чалтырка»
Еще один из экспонатов – сноп пшеницы. У него, как говорит Владимир, своя история. Записи о ней были найдены в портовом журнале таганрогского градоначальника. Как следовало из них, яровая пшеница «Чалтырка», которая выращивалась местными армянами, была популярна у французов. К примеру, французская фирма «Л. Дрейфус» покупала ее даже по завышенной цене. Мука из пшеницы этого сорта особо ценилась у французских хлебопеков. В 1880 году на сельскохозяйственной выставке в Москве «Чалтырка» была удостоена золотой медали, а в 1908-м на Международной выставке в Милане – двух золотых медалей. «Чалтырку» в Мясниковском районе выращивали вплоть до Великой Отечественной войны. После сорт пшеницы был утерян. 
Позже стало известно, что в 30-е годы над ним работал известный ученый Николай Вавилов. В свое время в числе отобранных им на Юго-Востоке и Северном Кавказе лучших районированных сортов сельхозкультур была и твердая пшеница «Чалтырка». В Мясниковском начались поиски семян легендарного растения. Их следы отыскались в Кубанском генетическом банке семян. В 2006-м специалисты отдела сельского хозяйства районной администрации вернули «Чалтырку» на родную землю. Теперь ее выращивают в колхозе им. Мясникяна. 
Прошло немало веков с момента переселения крымских армян на Дон. Сегодня Мясниковский район – один из наиболее экономически сильных на Дону. Здесь активно развивается земледелие, овощеводство и животноводство. Основу экономики района составляет именно сельское хозяйство, в котором занято большинство трудоспособного населения, действуют крупные сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства. Потомки крымских армян остаются верны традициям своих предков.