«Ретро мотор шоу – 2017»: радости, тревоги, надежды на чудо

Принято считать, что выставки автотехники привлекают главным образом сильный пол. Однако «Ретро мотор шоу» из тех, на которые многие ходят всей семьей. Здесь не редкость увидеть мам или бабушек за руку с детьми. И не только с малышами-мальчиками. Юные леди не уступают сверстникам в ловкости, с которой запрыгивают в старинные автомобили.

Не все владельцы ретротранспорта позволяют детворе на выставках в него забираться. Ростовчанин Эдуард Петрович разрешает и в раритетной машине посидеть, и за руль подержаться, представляя себя водителем. 

Впрочем, словами «владелец ретротранспорта» взаимоотношения Эдуарда Петровича с ретротехникой не исчерпываются. Оба довоенных «опеля» («Опель-Капитан» и «Опель 1,2 литра» с деревянным кузовом, обшитым тонким слоем металла, и откидным верхом), возле которых выстроились целые очереди желающих в них попасть, Эдуард Петрович, можно сказать, создал заново. Ведь и тот, и другой автомобиль попал к нему в том состоянии, который автомеханики называют «дровами». 

На восстановление каждой машины у Эдуарда Петровича ушло несколько лет. Зато сегодня эти автомобили способны не только на то, чтобы благополучно доехать до своего места на выставке ретротранспорта. Маршрут Ростов – Краснодар им вполне по силам.

Путь до Краснодара превратился для этих «опелей» в непрерывную фотосессию. Их фотографировали проезжающие мимо пассажиры, а на «привалах» даже сотрудники ГИБДД не прочь были запечатлеться на фоне этого антиквариата.

По прикидкам Эдуарда Петровича, еще в середине 1950-х годов нечастые, но и вовсе не раритетные тогда «Опели 1,2 литра» бегали по ростовским дорогам. Купленные им «дрова» были темного цвета: у одной машины – кузов черный, у другой – темно-болотный. После ремонта эти автомобили стали молочно-белыми. Выяснить, объясняется это дефицитом краски или особенностями характера мастера, я не смогла. Эдуарду Петровичу стало не до интервью. Толпа желающих забраться в его «опели» увеличилась, и он только успевал следить за тем, чтобы кто-нибудь не забрался на сиденье с ногами или что-нибудь не отколупнул от стоящего рядом такого же молочно-белого «Опеля-Адмирал», редкой модели, в салон которой посторонние уже не приглашались.

Чуть поодаль грелось на солнышке целое «стадо» велосипедов. Тут и повозка с белой лошадкой – мечта советских малышей середины прошлого века (нынешние шутники называют эту лошадку не иначе как «конь педальный»), и велосипеды постарше для взрослых. К примеру, дамский дорожный, выпущенный в Германии в 1943 году. Пока я рассматривала эту интересную модель, сделанную так, чтобы подол платья не попадал в цепь, соседнюю окружила стайка мальчишек. Один из них для чего-то саданул кулаком по старому велосипедному седлу, и все, смеясь, двинулись дальше, к ретромотоциклам.

– С такой публикой хоть собаку к каждой машине привязывай, – раздался им вслед чей-то укор.

Велосипедное седло, похоже, не пострадало. Но вот накануне (а выставка ретротранспорта проходила в течение двух дней: сначала – на ростовской набережной, а уж потом – в парке им. Н. Островского) посетители повредили коллекцию детских педальных машинок. Причем, как рассказывали мне участники выставки, реакцию некоторых граждан иначе как феноменальной наглостью не назовешь. Ведь в ответ на просьбы владельцев старинного автотранспорта не трогать экспонаты руками и не позволять этого детям, они даже… возмущались. Расценивали это как ущемление своих прав.

– Если выставки ретротехники – это гарантированный ущерб для многих экспонатов и стресс для их владельцев, стоит ли вообще их устраивать? – спросила я организатора нынешнего «Ретро мотор шоу» Александра Ширинга.

В ответ услышала твердое: «Стоит». Почему? По многим причинам. И просвещать народ все же надо в области развития автотехники, и показывать, какие есть у нас мастера золотые руки, способные из груды «дров» восстановить раритетную модель, да и мастерам такие выставки при всей их стрессорности небесполезны. Могут одарить невероятными сюрпризами.

К примеру, однажды во время такой вот выставки к одному из ее участников подошел мужичок с предложением купить некую запчасть для автомобиля. Мастер не поверил: таких деталей в России уже давно днем с огнем не сыскать. Но мужичок уверял, что нигде их, может, больше и нет, а у него на чердаке аж несколько штук которое десятилетие пылится…

Не обманул. И цену не заломил. Такие вот бывают чудеса.