В репертуар Ростовского музыкального театра вошел мюзикл «Шерлок Холмс и пляшущие человечки»

Шерлок Холмс (Эдуард Закарян) и доктор Ватсон (Павел Белоусов).

Этот мюзикл сочинили ростовский композитор Игорь Левин и драматург, сценарист, режиссер, руководитель столичного театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. Ни в одном театре мира этот  мюзикл  еще не шел, что и дало основание Ростовскому музыкальному театру назвать премьеру мировой.

Уже спустя пару минут после начала спектакля, когда человечки-шифры исполнят свой первый танец (а появляться на сцене они будут на сцене часто, изображая не только таинственные письмена), станет даже удивительно, что никто прежде не догадался перевести этих человечков с книжных страниц на театральные подмостки.

О том, как догадался Марк Розовский и какую роль сыграли в этом казино Лас-Вегаса, он сам  рассказал нам в интервью, опубликованном в номере за 17 ноября.

– Чем удивлять  будем? – вот вопрос, который, как говорит Розовский, возникает перед каждым, кто берется за постановку мюзикла.

Первое, чем удивил Розовский  даже участников этой постановки, – так это тем, что придумал увлекательное и динамичное  более чем двухчасовое действие, основанное на одном только этом, в общем-то, довольно небольшом и незатейливом рассказе. Все – по литературному первоисточнику: некий джентльмен из провинциальной Англии влюбляется без памяти в американку, и она соглашается стать его женой, но только при одном условии: он никогда не будет интересоваться ее прошлым.

Спустя год странные события заставляют эсквайра обратиться за помощью  к Шерлоку Холмсу: молодая жена начинает получать загадочные послания, лишающие ее самообладания. Холмс разгадывает шифр, но не успевает предотвратить беду. 

Постановки Марка Розовского по литературной классике интересны тем, что  он увидел между строк. «Пляшущие человечки» Конан Дойла побудили его  затронуть темы, напрямую в тексте не обозначенные. Например, об отношении толпы к выдающемуся современнику, если хотите, своего рода художнику. Стоит Холмсу чуточку ошибиться, и те, кто только что его славили, теперь готовы уничтожить насмешливым презрением.

Один из главных сюрпризов этого спектакля связан, по мысли режиссера, с визуальными эффектами. Их назначение – самое разнообразное. Вот Холмс в очередной раз поражает доктора Ватсона своим дедуктивным методом. Говорит – и словно метко загоняет шары в лузу. В руках у него – кий, а вместо бильярдного стола-реквизита – виртуальный бильярдный стол за спиной Холмса, на большом экране. В его лузы и летят шары. Эффектно и видно даже зрителям в самом последнем ряду.

Благодаря визуальным эффектам кабинет в Лондоне, на Бейкер-стрит, мгновенно превращается в цветущее поместье старой доброй Англии,  виртуальные шифры-человечки пляшут по всему заднику сцены,  а сольные партии, дуэты и пение хоров выглядят как видеоклип. Мюзикл так щедро насыщен  всем этим видеоартом, что порой виртуальные человечки перетягивают на себя все внимание зрителей, отвлекая от реальных исполнителей. Тех, которые танцуют и поют на самой сцене.

Пожалуй, первый напевающий и пританцовывающий Холмс предстал перед российскими зрителями еще в 1970-х годах в телефильме «Голубой карбункул», музыку к которому написал Владимир  Дашкевич. С тех пор, наверно, и не смолкают споры: а стоит ли такому интеллектуалу как Холмс петь и танцевать?  Где та граница юмора, которую не следует переступать, изображая этот персонаж на сцене или на экране?

Надо сказать, что у Конан Дойла, в том же рассказе «Пляшущие человечки», великий сыщик описан довольно эмоциональным. Когда дело у Холмса ладилось, он, по свидетельству доктора Ватсона, начинал насвистывать и напевать, а когда нет – словно каменел от печали… Найдя решение мучившей его детективной загадки, Холмс мог с громким возгласом подпрыгнуть со стула и приняться бегать по комнате взад-вперед. В мюзикле  «Шерлок Холмс и пляшущие человечки»  знаменитый сыщик разный, но от идеалов гуманизма не отступает.

Мелодии этого мюзикла  оптимистичны и жизнерадостны. Говорят, что если в мюзикле есть хотя бы один музыкальный хит, он состоялся. В «Шерлоке Холмсе и пляшущих человечках»  Игоря Левина – это прежде всего танго «Загадочная женщина». Украсит собой любой концерт. Как заметила одна из зрительниц: «Я прямо вижу, как это поет в своей программе Киркоров».

Будем надеяться, что мюзикл «Шерлок Хллмс и пляшущие человечки» ждет счастливая судьба, а его   мелодии  зазвучат и в Москве.