• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
3 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Культура
  • Песни остались…

Песни остались…

Целинский район Конкурс школьных музеев «Мы помним»
Дата публикации: 22 дек 2017 г.

Если спросить у учеников Хлебодарной средней школы Целинского района, кто такие духоборцы, мальчишки и девчонки дружно ответят: «Это - наши предки». Поэтому в школьном музее так тщательно хранят и собирают все, что с ними связано.

Евгения Лебедева
Евгения Лебедева
1343

Фото/Видео: Евгения Лебедева

Целинский район, Хлебодарная средняя школа, музей

Христианско-протестантское учение духоборов возникло в середине XVIII века и быстро распространилось среди крестьян южновеликорусских губерний и донского казачества. Учение отрицало божественное происхождение царской власти и поэтому сразу же было отнесено к разряду «особо вредных» ересей и жестоко преследовалось властями.

В начале XIX века по указу Александра I духоборцев выселили в Таврическую губернию, а в 1841 - 1845 годах переселили в отдаленный район Кавказа – на земли Джавахетии, за суровый климат прозванные «второй Сибирью».

Впервые переселенцы-духоборцы появились в Ростовской области в 1921 году. Гонимые отовсюду. В поисках дома, мира и покоя для своих семей.

Первыми из Закавказья приехали 40 молодых мужчин. Договариваться с местными, готовиться к приезду женщин, стариков и детей.

В школьном музее хранится запись со слов одного из местных старожилов: «Зимовали в леску, что недалеко от теперешнего села Хлебодарное, жили в землянках. Заготавливали лес, другие строительные материалы. Что-то везли со станции Атаман (станица Егорлыкская) по бездорожью; вместе с лошадьми и подводами проваливались под лед...»

Уже в следующем году из закавказских сел в Сальские степи переехали более 4000 духоборцев.

Поселились общинами. Строились на новом месте, обустраивались. Много работали. Соблюдали свои обряды. По-особенному торжественный, грустный и очень трогательный был обряд проводов в солдаты.

- Духоборцы отрицали убийство, войну, однако с 1887 года, когда на Кавказе была введена воинская повинность, вынуждены были нести бремя рекрутчины. Под пение псалмов новобранец прощается с родными, всем «миром»,  домом, кланяясь им земным поклоном, - рассказывает  ученица 8-го класса Талина Петросян. – Большинство обрядов уже забыты. Какие-то сведения сохранились в нашем школьном музее истории духоборчества. В основном это записи воспоминаний местных жителей, старинные фотографии… Но наши бабушки все еще носят по-особому завязанные платочки на голове, по воскресеньям обязательно собираются на посиделки, молятся и поют песни.

Духоборцы очень ценили пение. В одном псалме говорится: «Что Господь прежде всего для себя сотворил? - Глаголы и пение». А в другом сказано: «Пение псалмов - душам нашим украшение… человека просвещает, чувствия отверзает, всякое зло убивает».

Духоборцы создали уникальную певческую культуру. Ее своеобразие определяется причудливым смешением стилей разных фольклорных культур, лежащих в ее основе, и сознательной деятельностью самих духоборцев по созданию новой музыкальной культуры. 

Если прислушаетесь к пению, вы не поймете ни одного слова. Особая манера пения с почти закрытым ртом и необычно долгим распеванием слога была выработана совершенно сознательно - чтобы посторонние не могли понять смысл псалмов. Так образовался своеобразный тайный язык. Обычно поется всего два или три «звода» псалма. «Звод» или «взвод» - это музыкальная строфа: она, как правило, соответствует одной строке поэтического или одному предложению прозаического текста.

Совокупность всех псалмов, излагающих учение духоборцев о мире, Боге и человеке, составляют «Животную книгу» (Книгу жизни), которая устно передавалась из поколения в поколение. Дети начинали «твердить» псалмы с самого раннего детства. В «Животную книгу», записанную и изданную В. Д. Бонч-Бруевичем в начале века, вошло около 380 псалмов. Некоторые псалмы только читают, другие поют, а потом прочитывают. Источники словесных текстов очень разнообразны. Это тексты из Евангелия, несколько переиначенные. Авторами многих текстов являются духоборческие предводители. Также в качестве псалмов использовались духовные стихи.

Образцы и памятники фольклора духоборцев в Хлебодарной средней школе собирают давно. С годами делать это все сложнее и сложнее. Сегодня ценна буквально каждая строчка…

- Мы уже всех наших бабушек и дедушек в селе опросили. Кто что вспомнил, записали. Иногда кто-то разбирает старые сараи, там попадаются какие-нибудь книги, тетради, дневники. В них иногда встречаются песни или стихи. Кое-что из того что нам удалось найти и записать, мы разучиваем и поем, - рассказала Талина. – Мне очень нравятся песни духоборцев. Они очень красивые: тягучие, лиричные, и слова в них добрые…

Видео Владимира Апарина


Распечатать
Песни остались… Песни остались… Песни остались… Песни остались… Песни остались…
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Гонки по спирали
Гонки по спирали

В донском минтрансе вернулись к давно забытой и отвергнутой идее ростовского монорельса

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA