Сегодня исполняется 80 лет Владимиру Высоцкому

Режиссер ВГТРК «Дон-ТР» Людмила Скворцова уже многие годы устраивает выставки редких фотографий Владимира Высоцкого.

На днях социологи опубликовали результаты своего очередного опроса: в рейтинге популярности среди россиян имя Владимира Высоцкого стоит сразу за Гагариным, который открывает  этот список.

Свою лепту в то, чтобы Высоцкого помнили, вносит и ростовчанка,  режиссер ВГТРК «Дон-ТР» Людмила Скворцова. Она стала главным инициатором создания памятника  Высоцкому в донской столице. Уже в течение полутора десятков лет в канун дня рождения Владимира Семеновича Людмила устраивает выставки фотографий, на которых Высоцкий запечатлен в разных ситуациях, в разные моменты своей жизни – от детства до последних дней. 

На этот раз площадкой для фотолетописи любимого поэта, барда и артиста стала Донская публичная библиотека. Выставку Людмила, по традиции назвала строкой из стихов Высоцкого. В этом году она называется «Как долгая жизнь без вранья». На ней около трехсот снимков из коллекции Скворцовой.

Начало этой коллекции положил портрет Высоцкого, который Людмила получила в 1981 году в подарок от тогдашнего завлита Театра на Таганке, где служил Высоцкий,  Петра Михайловича Леонова. Его, верно, растрогала ее искренность. К тому же Леонов узнал, что дни рождения Высоцкого и его юной ростовской почитательницы – совсем рядом. На день рождения и подарил.

До того момента Людмила собирала записи Высоцкого, а подарок Леонова подтолкнул к созданию новой коллекции.

– Поначалу главным центром собирателей всего, что связано с жизнью и творчеством Высоцкого, была Таганка. Туда приезжали почитатели Владимира Семеновича со всего Советского Союза, делились находками, обменивались адресами. А еще устраивали пикеты, раздавали листовки с призывом открыть в Москве музей Высоцкого. Когда этот музей создали, на какое-то время уже не Таганка, а он превратился в центр таких встреч. Однако  жизнь меняется. Сейчас больше общаемся через Сеть.

– Сколько в вашей коллекции фотографий Высоцкого?

– Около семи тысяч.  Имею в виду только те снимки, которые не повторяются. Варианты, к примеру, одной и той же сцены из  какого-то спектакля, возможны. Но эмоции на лице у Высоцкого в каждый запечатленный миг – разные.

– Теперь, вы, наверно, уже и сами  можете поделиться с музеем  материалами о Высоцком?

– Когда бываю в Москве, в музей Высоцкого прихожу не с пустыми руками. Снабжаю его научную часть статьями о Высоцком, опубликованными в ростовской периодике. Просят, чтобы каждое издание было в двух экземплярах.

– Музей интересует любое упоминание о Высоцком?

– Когда-то так и было. Но сейчас приветствуются публикации развернутые. Хотя иногда и  одни только упоминания ценятся высоко. Это, к примеру,  могут быть  ссылки на феномен Высоцкого, его творчество в какой-то научной, философской статье.

К сожалению, в последние годы стали появляться придуманные истории о Высоцком. Люди, желая попасть на страницы газеты, прославиться, начинают что-то фантазировать о своих с ним встречах, мимолетном общении. Кому-то из сверстников, старших современников Владимира Семеновича, возможно,  уже просто изменяет память.

– Вы никогда не задавались задачей создать фотолетопись пребывания Высоцкого в Ростовской области?

– Какие-то моменты пребывания Высоцкого на Дону запечатлены на фотопленку. Некоторые из этих фотографий я включала в разные годы в свои выставки. Но у кого в то время постоянно под рукой была фотокамера, фотопленка? Таких людей были единицы. Более или менее полная фотолепись невозможна. Только отдельные фрагменты.

– И въезд Высоцкого в Ростов в 1961 году на крыше поезда сохранился только в рассказах современников?

– Думаю, что да. Эту историю мы знаем со слов первой жены Высоцкого Изы Константиновны. Они тогда недавно поженились. Она приехала работать в Ростовский театр юного зрителя, его приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. И вот лето, у Театра имени Пушкина – гастроли в Ростове. Иза Константиновна идет на железнодорожный вокзал встретить мужа, видит актеров этого театра, но Высоцкого среди них нет. Спрашивает, где он, и слышит в ответ, что на крыше.

Вряд ли кто-то из труппы, которая была занята в тот момент чемоданами, или из встречающих запечатлел этот кадр с молодым, пока никому еще не известным артистом, взобравшимся шутки ради на крышу вагона. 

Много лет спустя, уже всенародно известным и любимым, Высоцкий, будучи у нас на Дону, захотел встретиться с самым сильным в мире человеком – штангистом Василием Алексеевым. Его повезли в Шахты, к Алексееву. Результатом этого знакомства стала зарисовка в стихах «Как спорт, поднятье тяжестей не ново// в истории народов и держав». Есть любительские фотографии, запечатлевшие Высоцкого в этом небольшом путешествии.

– Бывает, что фотографии из донской, скажем так, хроники Высоцкого сами вас находят?

– Еще в то время, когда Высоцкий для властей был фигурой неоднозначной, я стала устраивать полулегальные вечера его памяти, делать программы о его творчестве для библиотек и клубов. После одной из таких встреч ко мне подошла женщина, поблагодарила за сохранение памяти о Высоцком, сказала, что хочет сделать подарок. Подарком оказалась серия фотографий Высоцкого на отдыхе в Аксайском районе. Ему устроили тогда прогулку на катере по Дону. Высоцкий на этих снимках в черных очках, пиджаке явно с чужого плеча. Наверно, это кто-то позаботился, чтобы любимый артист не простыл. Рядом его друг-яхтсмен Сева Ханчин и какие-то военные, определенно из числа поклонников таланта.

– Сегодня трудно рассчитывать на то, что обнаружатся какие-то еще, неизвестные прежде, донские фотографии Высоцкого?

– Приятные неожиданности, к счастью, случаются. Вот, например, были известны несколько фотографий Высоцкого в Канаде, где он делал первую зарубежную студийную запись своих песен. И вдруг пару лет назад обнаружили еще более двухсот снимков этой серии!

Высоцкий записывался в студии довольно известного в музыкальных кругах Андре Перри. Жена хозяина студии Яэль Брэндис очень много фотографировала Высоцкого. Запечатлела и в самой студии, и с Мариной Влади, и с новыми канадскими друзьями, среди березок… Кстати, несколько снимков этой канадской серии я включила в нынешнюю выставку.