Почему Ростов отныне может упоминаться в биографиях Сергея Шнурова

Крещенские морозы.

А все благодаря выставке «Ретроспектива брендреализма». Ростов стал первым городом, где она демонстрируется  в стенах  государственного музея изобразительных искусств, причем некоторые ее экспонаты – буквально в нескольких шагах от классических творений. 

Шнуровский брендреализм  раскинулся на целых четыре зала и два фойе. Для знакомства с работами можно заказать экскурсию. Такое  в жизни Шнурова тоже впервые. Но сам он, вероятно, воспринимает  это как должное. Недаром однажды выразил уверенность: рано или поздно его работы попадут в Эрмитаж.

Направление брендреализма лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров (он же просто Шнур) начал развивать более десяти лет назад. Бренд для него – понятие широкое.  Брендреализм  может восприниматься как насмешка над властью вещей, идей, избитых фраз и литературных штампов, моделей поведения, над сотворением кумиров и т. д.

Самый протяженный экспонат выставки как бы высечен из гранита, а на самом деле произведен из имитирующего гранит пластика. Это  изречение премьера «Денег нет, но вы держитесь».

Полотна и инсталляции, скульптурные композиции этой выставки  разномасштабны – буквально и в переносном смысле. Айфон в виде надгробия, где вместо имени, дат рождения и смерти – лишь количество лайков,  – это сильно. Холст «Кредит» (рука фокусника, закручивающая петлей  кроваво-красную резинку, – такой перехватывают пачки купюр) – это настоящий социальный плакат.

Некоторые посетители усмотрели политическую сатиру в сюжете с орлом, закогтившим собачку. Она такая  маленькая, в сине-желтом жилетике.  Не аллегория ли это Америки, подчинившей своему влиянию Украину?

Надо сказать, что Шнуров от политики  старается держаться подальше. А этот холст, как свидетельствует его название, –  размышление о русском гламуре. Миниатюрные собачки, которых модницы не отпускали от себя ни на шаг,  были одним из его атрибутов. Но стиль сменился, и куда подевали собачек?

Вообще большинство работ «Ретроспективы брендреализма», особенно  если не знать их названий, открывает большой простор для самых разнообразных трактовок, нередко взаимоисключающих. «Я поддерживаю любую интерпретацию, – заметил однажды Шнуров. – Задача художника – создать семантическое поле. Что хотел сказать художник – совершенно неважно. Художник хотел, чтобы вы что-то сказали».

– Да он еще и мстительный, – усмехнулась посетительница, увидев работу «И это пройдет». Композиция  представляет собой  окно, зашторенное жалюзи. Только вместо стекла – портрет, в котором угадываются черты известного телеведущего.

Этот телеведущий пригласил Шнурова  в свою студию, но разговор не заладился.  После эфира телеведущий сказал в адрес своего собеседника что-то нелицеприятное…

Эту креативную месть Шнурова можно бы  запустить в производство, сделать на ее основе сувенир. Вставляешь  в рамку чей-то портрет, и в зависимости от отношений с этим человеком то открываешь жалюзи, то не оставляешь и просвета.

Кстати, слова «коммерческая выгода» для художника Шнурова вполне приличные. Говорит даже, что никогда не делает того, что не может стать коммерческим. 

Некоторые работы  выставки –  это иллюстрации к песням  Шнура. Но ничто не напоминает о песне про  «очки  Собчачки». Шнуровская «мстя» Собчак миновала. А был ведь случай, когда г-жа Собчак выложила в Сети фотки Шнура, сопроводив их разоблачительным текстом. О том, что встретила этого брутального рокера, всего из себя алкоголика-дебошира на пороге чего бы вы думали? Крутого СПА-салона. И был он – страшно сказать в чем…  В золотых «роллексах». В общем, тот еще брендреализм…

 Очков Собчак здесь не увидишь, зато  очки Лепса есть, пачки и пуанты «багини» (именно так  – через букву «а») Волочковой – изображены. Для портрета Стаса Михайлова – этого полубожества в глазах огромного числа россиянок – сделан целый… золотой киот. 

Процитирую еще одно разлетевшееся по Сети любопытное высказывание автора: «В моих работах есть и серьезность, ведь Сергей Шнуров – это тоже бренд. Бренд, который манипулирует брендами!»

То, что Шнуров – бренд, это точно. И как всякий бренд он тоже может  стать объектом манипуляций.

В прошлом году по России прокатилась волна выставок Ван Гога. На части из них были оборудованы фотозоны. А сфоткаться на фоне репродукций Ван Гога, как  рассказывают, приглашали слоганом сатирической шнуровской песни «На выставке Ван Гога я – главный экспонат», смысл которой заключается ведь в прямо противоположном…

P. S. Внимательный посетитель выставки «Ретроспектива брендреализма» заметит, что на всех табличках этой выставки, содержащих сведения о работах, отсутствует имя автора. Это неспроста. Как сообщают организаторы выставки,  Сергей Шнуров является автором творческого замысла данных работ. Но воплощали этот замысел  другие художники.