В Ростовском музыкальном театре презентовали новые балетные проекты. Прежде всего – это  спектакль «Баядерка»

Раджа Дугманта, его дочь Гамзатти и её жених Солор.

– Мы долго шли к этой постановке, – сказал накануне его премьеры художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев.

Название  этого известнейшего творения композитора Людвига Минкуса и балетмейстера  Мариуса Петипа в течение нескольких лет звучало на худсоветах, когда обсуждалась афиша будущего сезона. Однако работа над этой масштабной постановкой в силу ряда причин откладывалась, и все срослось лишь недавно, во многом благодаря сотрудничеству Ростовского музыкального с балетмейстером-постановщиком Юлианой Малхасянц. Она предложила свою хореографическую редакцию знаменитого балета.

Отдельные фрагменты из «Баядерки» Ростовский музыкальный ставил и включал в различные свои программы и раньше. Казалось, что больше чем на половину балет уже готов. Но:

– Прежнее забудьте, теперь все будет по-другому, – услышала балетная труппа от  Юлианы Малхасянц.

По словам  Малхасянц, главная задача заключалась в том, чтобы  сохранить в «Баядерке»  то лучшее, что было в хореографии Петипа, и отсечь наносное. В конце XIX века примы Мариинского театра ради эксклюзива  могли заказать композитору вставной номер, в котором желали блеснуть.  Это – пример наносного. Другое дело – совершенствование хореографии в соответствии с требованиями времени и развитием балетного искусства. Более полувека главная мужская партия – знатного и храброго воина Солора была пантомимной. Но потом выдающийся советский балетмейстер Вахтанг Чабукиани сделал эту партию танцевальной, и сегодня иначе ее уже трудно представить.

– В партитуру постановки Ростовского музыкального театра, – рассказывает Юлиана Малхасянц, – включены отрывки из произведений Минкуса, которые прежде никогда не исполнялись в спектакле на российской сцене. Естественно, это потребовало создания новых хореографических фрагментов, призванных, сохраняя стилистику Петипа, привнести в спектакль больше динамики – и драматизма, и лирики. Также моим большим желанием как постановщика было возвращение в спектакль утерянной финальной сцены разрушения храма. Она важна не только в силу своей эффектности, но скорее как эмоциональный, этический апофеоз сюжета. Любое деяние, предательство влечет за собой расплату…

Популярность во всем мире рожденного в России балета «Баядерка» объясняется, вероятно, его мелодичной музыкой, трогательным романтическим сюжетом и той выразительностью движений и жестов, когда все ясно без слов: в храмовую танцовщицу Никию влюбляются воин Солор и великий брамин. Ухаживания брамина Никия отвергает, а с Солором собирается бежать. Однако местный раджа  решает выдать свою дочь Гамзатти за Солора. Она так хороша, что Солор не отказывается от своего нового статуса – жениха дочери раджи. Брамин закручивает интригу, чтобы уничтожить своего  предполагаемого соперника Солора, но  жертвой этой интриги становится Никия…

О партии Никии мечтают, наверное,  солистки балета во всем мире. Так было сто лет назад, так будет и впредь.  Она была в репертуаре  Матильды Кшесинской и Екатерины Гельцер, прославила Анну Павлову. В этой партии блистала уроженка Ростова Ольга Спесивцева. Другая выдающаяся балерина Фея Балабина, ведущая солистка Ленинградского Кировского театра, которая не только родилась в Ростове, но  и впервые встала здесь на пуанты, танцевала и партию Никии, и партию Гамзатти.

Юлиана Малхасянц продолжила  традицию разучивать с солистками сразу две партии – героини и ее антагонистки. Так что в одном ростовском  спектакле «Баядерка» зрители могут увидеть в роли Никии – балерину Мари Ито, а в роли Гамзатти Екатерину Кужнурову. В другом – наоборот.

В нынешнем сезоне Ростовский музыкальный театр представит зрителям еще один балетный проект – фестиваль «Лето балета». Правда, это «Лето» случится в конце мая. 

Автором идеи такого фестиваля стал новый главный балетмейстер театра Иван Кузнецов. Фестивальная афиша включает и премьерную «Баядерку», и   другой ростовский спектакль  – «Жизель», но с участием звезд российского и зарубежного балета. А еще – балетную миниатюру на музыку Жоржа Бизе (постановка Ивана Кузнецова) и открытый мастер-класс балетного гуру – главного балетмейстера Михайловского театра Михаила Мес-серера.