10 мая в Ростовской филармонии – программа в честь народного артиста СССР фронтовика Михаила Пуговкина. Вход – свободный

Жители Ростовской области с полным правом могут сказать: «Михаил Иванович Пуговкин – наш герой». Ведь в Великую Отечественную он воевал на донской земле.

– О том, что началась война, Пуговкин узнал буквально на «Мосфильме», – говорит вдова артиста Ирина Константиновна.

На «Мосфильме», как известно, не бывает выходных. Вот и то воскресенье, 22 июня 1941 года, было на киностудии рабочим. Пуговкин – еще не Михаил Иванович, а только Миша, или даже  Минька, поскольку  лишь неполных семнадцать лет, – участвовал экранизации романа Максима Горького «Дело Артамоновых». 

На съемочную площадку Пуговкин попал из  Московского драмтеатра на Сретенке, в котором с 16 лет входил во вспомогательный состав. А в этот театр  – из драмкружка Московского тормозного завода. Кинорежиссер Григорий Рошаль, увидев Пуговкина на сцене, очень заинтересовался юным артистом:

– А станцевать можешь?

– Могу!

Еще бы! В его родной деревне (а родом Пуговкин из Костромской губернии)  плясал на всех праздниках, да так, что все  говорили: «Быть тебе, Минька, артистом!».

В фильме «Дело Артамоновых» Рошаль дал ему эпизодическую роль молоденького купчика Степаши, который на свадьбе пытается переплясать жениха.

С  «Мосфильма» до дома  Пуговкин добирался  пешком. На Цветном бульваре увидел столы, покрытые красным кумачом,  выстроившихся около них людей. Полюбопытствовал: «Куда очередь?» – «Записывают добровольцами на фронт».

Он тоже записался, прибавив себе год и два месяца.

Когда пришло время отправляться в дорогу, Пуговкин попросил соседа, чтобы  сообщил   мамке, что сын ее Минька поехал на фронт.

Доброволец Пуговкин в составе шестой дивизии народного ополчения Москвы был направлен в район Смоленска. Первый бой для многих ополченцев оказался последним. Дивизия несла колоссальные потери. Пуговкин уцелел, и с осени 1941 года стал уже бойцом 1147-го стрелкового полка 353-й стрелковой дивизии 56-й армии Южного фронта.

– Он был находчивый, шустрый, смелый. Неудивительно, что его определили в разведроту, – рассказывает Ирина Константиновна.

Чалтырь, Большие Салы, село Крым… Названия донских населенных пунктов, к которым его привели фронтовые дороги, Пуговкин запомнил на всю жизнь.

29 июня 1942 года едва не оказалось для будущего всенародно любимого артиста роковым. Его тяжело ранило в левую ногу. Врач в медсанбате  сказал, что ногу придется ампутировать. Потом Михаил Иванович вспоминал, что мог  в самом деле остаться без ноги. Спас Сталин. 

Верховного главнокомандующего встревожили данные о количестве производимых в медсанбатах ампутаций. Он высказался в том духе, что солдат надо лечить, стараться вернуть в строй, а не превращать в инвалидов. В медсанбат, где лежал Пуговкин, медсестра принесла эту новость, когда врач уже собирался приступать к ампутации. Имя Сталина подействовало. 

Во второй раз слово Иосифа Виссарионовича оказалось для Пуговкина судьбоносным осенью 1943-го. Сталин решил открыть при МХАТе школу-студию, и Пуговкин, который в то время снова работал в Москве, пошел на творческий конкурс.

Вот как описывает это Ирина Константиновна:

– Пуговкин прочел басню «Кот и Повар». Вся приемная комиссия во главе с народным артистом СССР Москвиным хохотала до слез. «Что еще покажешь?» – спросил Москвин. – «Станцую!»

И Пуговкин начал выделывать такие кренделя и коленца, что, глядя на него, никто и не подумал о его ранении. Комиссия пришла в восторг, Москвин сообщил Пуговкину, что он принят:

– Давайте, молодой человек, ваш аттестат зрелости.

В ответ  Москвин услышал невероятное. Оказалось,  парень не знает, что это такое!  Образование – три класса церковно-приходской школы. Из-за болезни мамы семья переехала в Москву, и стало совсем не до учебы. Трудиться надо было, деньги зарабатывать.

У прославленного советского артиста, депутата Верховного Совета СССР Ивана Михайловича Москвина был широкий круг знакомств. На следующий день в одном из кремлевских кабинетов он рассказывал о талантливом парне Пуговкине, которого надо обязательно принимать в школу-студию, да вот беда: потерял на фронте аттестат зрелости!

Это какое же впечатление должен был произвести  двадцатилетний Пуговкин на великого Москвина, чтобы тот солгал ради него в Кремле?

Правда, с учебой у Пуговкина не задалось, и диплом об окончании Школы-студии МХАТ он получил только через 60 лет, уже народным артистом СССР и просто всенародным  любимцем.

А тогда, в годы войны, Пуговкину крупно повезло еще раз. Исидор Анненский снимал «Свадьбу» по мотивам чеховских произведений. В фильме, который с годами вошел в разряд отечественной киноклассики, играли выдающиеся артисты: Фаина Раневская, Эраст Гарин, Михаил Яншин, Вера Марецкая и Сергей Мартинсон. На эпизодическую роль  – как и в «Деле Артамоновых» – танцующего на свадьбе гостя утвердили Михаила Пуговкина.

Когда он пустился в пляс, съемки остановили по знаку оператора. Через глазок своей  кинокамеры оператор заметил на  штанине артиста какое-то пятно. Это открылась фронтовая рана. Пуговкин вылил из сапога кровь, медсестра наложила на рану повязку. Он не допускал и мысли о том, чтобы отказаться от участия в фильме. «Это бывает только в молодости», –  вспоминал тот эпизод уже народный артист СССР Михаил Иванович Пуговкин.

Программа, которая назначена в Ростовской филармонии на 10 мая (начало в 18.00), будет состоять из  художественных номеров и премьеры документального фильма «Михаил Пуговкин. Артист на все времена». Зрители увидят отрывки из фильмов с участием Михаила Пуговкина. Конечно же, из музыкальной «Свадьбы в Малиновке», в которой он сыграл одну из  своих знаковых ролей – Яшки-артиллериста.