Картины Натальи Чекалиной превратили выставочный зал «Меценат» Азовского музея-заповедника в территорию сказки
Нередко художники для презентаций своих выставок стараются придумать что-то необычное. Например, обрадовать «живым сюрпризом». Особенно когда среди зрителей много детей. Могут взять «напрокат» собаку, петуха, попугая, игуану или карликового поросенка.
Наталья Чекалина пришла на открытие выставки с двумя котятами. Но принесла их не в качестве «живых сюрпризов». Во-первых, эти котята стали персонажами ее новой картины. Во-вторых (хотя, на самом деле, этот пункт для нее самый важный) художница надеялась устроить их судьбу.
В этом году в подъезде своего дома Наталья увидела кошку с пронзительно зелеными, как весенняя листва, глазами. Кошка была беременная, искала, где укрыться от холода. Наталья приютила будущую кошачью маму и назвала ее в память о времени года, когда они встретились, – Весна.
Двух детей Весны Наталье удалось вскоре отдать в хорошие руки, но два других котенка у нее задержались. Они и стали участниками этой художественной выставки.
Вообще коты и кошки – давние обитатели того фантастического мира, который возникает на холстах Натальи Чекалиной. Они похожи на людей. Носят костюмы и платьица, чинно беседуют за чашкой чая, заводят домашних питомцев, ездят на морской курорт… Что ни картина – то своя маленькая сказочная история. И, бывает, что рассказывают ее Наталье обыкновенные дворовые коты. Как это происходит? Да вот может взглянуть художница, проходя мимо, на такого кота, и представится он ей вдруг в человеческом обличье и в совсем иной обстановке.
Сказочные сюжеты увлекали Наталью всегда. С рождением сына ее фантастический мир стал богаче. К его населению прибавились герои детских стихотворений и тех сказок, которые Наталья читала Степе, тех историй, которые они вместе сочиняли. А еще тогда художница заметила, что невольно наделяет своих сказочных персонажей – кентавриков, котов, разных чудиков, не говоря уже о маленьких детях, теми возрастными особенностями, которые были свойственны сыну. Рос Степа, вместе с ним подрастали, менялись соответственно возрасту и обитатели ее сказочных стран.
Наталья Чекалина работает не только в художественной мастерской. Она – преподаватель азовской детской художественной школы им. И. И. Крылова.
– Ваши ученики, наверно, стараются вам подражать? – спрашиваю у художницы.
– К счастью, в массовом порядке этого не происходит, иначе меня бы это огорчило. Базовая подготовка художника должна быть академической. Если, минуя «академический» этап, начать просто изображать свое оригинальное видение мира, то можно так никогда и не научиться рисовать.
Для нее самой рисовать – как дышать. Рисует не для выставок, а просто потому, что без этого не может. Блокнот для зарисовок с натуры у Натальи Чекалиной всегда с собой. Недавно целая серия таких рисунков появилась после поездок в электричках. Возможно, они станут подспорьем в работе над будущими картинами.
А зал «Меценат» будет оставаться территорией сказки до 22 июля.
P. S. Один из детей Весны и персонаж Наташиной картины благодаря этой выставке обрел, наконец, свой дом и хозяина.