Дипломные проекты выпускников Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова все чаще помогают преобразовать реальность

Так благодаря дипломному дизайн-проекту преобразился холл ростовской детской поликлиники № 17.

Это прежде всего те социально и культурно значимые проекты, над которыми студенты работают по заказу. Заказы поступают из организаций и учреждений самого разного профиля: от образовательных и лечебных до отвечающих за благоустройство придомовых территорий.

Как раз с такого, заказного, проекта и началась в этом году защита диплома у студентов, специализирующихся на графическом дизайне. Одна из лучших учениц курса Даяна КОЧКАНЯН представила дизайн-проект фирменного стиля Мемориального дома-музея М. Б. Грекова в Новочеркасске. Это – варианты афиш, рекламной продукции, графические разработки интерьеров.

Председательствует на ГЭК народный художник России профессор Московского академического художественного института им. В. И. Сурикова Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО. Таких, как он, называют «ходячая энциклопедия». А тема донского казачества – и вовсе его конек. Гавриляченко отмечает высокий технический уровень выпускницы, оригинальность художественных решений, но задается вопросом: а дозволительно ли использовать такие творческие находки, когда это касается художника Грекова и его дома-музея? Ведь Греков – фигура архисложная, связанная с трагическим расколом, который после революции 1917 года произошел на Дону. А тут – логотип с кружевами, афиша, на которой Греков и так часто и мастерски изображаемые им кони – словно персонажи анимации… Не выхолащивается ли при таком подходе суть того знакового для России времени, его героев, их художественного и исторического наследия?

– Сегодня действительно есть опасность перевести многие важные вещи в развлекательные, чтобы молодежь не заскучала, – сказала «НВ» заведующая Мемориальным домом-музеем М. Б. Грекова Вера ЛИХОВИДОВА. – Но проект Даяны мне понравился. Спектр деятельности нашего музея – широкий. У нас проходят выставки местных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, посвященные вполне мирным темам, задушевные беседы с чаепитием. Бланки приглашений, словно украшенных старинными кружевами, в этих случаях вполне уместны. Тем более что в доме Грековых царил уют. А с разговора возле афиши, на которой Греков похож на персонажа анимации, может начинаться экскурсия по дому-музею для младших школьников. Это как ступень от близкого им к более сложному и серьезному.

Вышло так, что и завершался этот экзаменационный день тоже дипломным проектом по заказу. Виктория Паламарчук продемонстрировала графический проект музея им. Героя Советского Союза А.А. Бельгина, который находится в ростовском лицее № 57.

Гавриляченко, который за время приема ГЭК заработал в глазах присутствующих репутацию председателя даже не строгого, а грозного, назвал его образцовым. И по исполнению, и, что он особенно подчеркнул, по почтительному отношению к памяти о той великой войне, ее отражению в искусстве предшественников.

Заведующий этим музеем Александр УКРАЙЧЕНКО выглядел именинником:

– Музей в 57-м лицее работает уже полвека. Газета «Наше время» недавно напомнила о нем и герое, имя которого он носит, в репортаже «Династия А». Теперь мы решили музей расширить. Проект прекрасный.

Что ж, стоит ожидать, что у этого дизайн-проекта школьного музея будет не менее счастливая судьба, чем у дипломной дизайнерской разработки элементов фирменного стиля и интерьеров, сделанной в прошлом году по заказу ростовской детской поликлиники №17 Марией Лопатько. 

Как рассказывает «НВ» заместитель главного врача этой поликлиники Роман Поликарпов, реальность внесла в проект коррективы, которые были связаны в том числе и с финансовыми возможностями, однако в целом работа выпускницы РХУ помогла сделать внутреннее оформление поликлиники более современным. В частности, изменился дизайн регистратуры. Вместо маленького окна – просторная стойка. И смотрится лучше, и удобнее для людей с ограниченными возможностями здоровья.

– Неужели любое учреждение может обратиться к вам с заказом на разработку социально или культурно значимого проекта и надеяться на положительный ответ? – спрашиваю у заместителя директора по методической работе РХУ им. М. Б. Грекова Елены ГОНЧАРОВОЙ, и слышу: «Конечно. Работать над конкретным заказом дипломнику полезно и интересно. Если он будет реализован – это вдохновляющий пример для будущих выпускников и гордость для всего училища». И – совсем уж в наши дни невероятное: за дипломный проект по заказу с заказчика денег не берут.