В результате незаконных ремонтных работ донская столица может потерять еще два памятника архитектуры в редком для Ростова стиле модерн. Чтобы предотвратить такой исход дела, комитет по охране объектов культурного наследия обратился в прокуратуру.
Фото/Видео: Елена Слепцова
Такой короткий век
Одно из зданий на проспекте Семашко, 74 – некогда доходный дом ростовчанина М.П. Горева. О нем история не сохранила никаких сведений. Однако дом его стоит, и редко кто из прохожих не поднимает голову, любуясь фасадом.
Второе – доходный дом С.С. Сивожелезова в переулке Братском, 84. Известно, что долгое время владелец дома (со столь непривычной современному уху фамилией) заведовал типографией известной южнороссийской газеты «Приазовский край». Позже он основал и собственную типолитографию с переплетной мастерской под названием «Товарищество на вере «С.С. Сивожелезов и Ко».
Оба здания построены на рубеже XIX и XX веков в стиле модерн, самом популярном архитектурном стиле, захлестнувшем в те годы европейские столицы и российские города. Модерн отличается отказом от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, чем и завораживает. Однако век модерна был весьма короток – уже после начала Первой мировой войны 1914 года таких домов больше не строили.
Для Ростова здания в стиле модерн особо ценны, поскольку их очень мало. Богатые ростовские купцы, не отличавшиеся изысканными вкусами, предпочитали эклектику – мешанину стилей с обилием декора.
«Хана модерну!»
– так жестко обозначил ситуацию, сложившуюся вокруг этих зданий, руководитель общественного объединения «МойФасад» ростовский архитектор Роман БОЧАРНИКОВ. Еще до начала работ дом на Братском, 84 мог похвастаться не только интересным фасадом. Там также частично сохранились подлинные оконные рамы, двери и решетки ограждений, лицевая кирпичная кладка.
– При ремонте требовалось минимальное вмешательство в фасад. Надо было всего лишь аккуратно восполнить немногочисленные выбоины кирпича и восстановить утраты верхних надстроек со слуховыми окнами. Стоило бы произвести ещё гидроклининг первого этажа. И всё! – уверен Бочарников. – Но инициаторы ремонта «прописали» зданию покраску с заменой центральных деревянных рам на металлопластиковую упрощёнку. Это убивает здание! Логики здесь никакой!
Логика железная
Как раз наоборот. Логика у подрядчиков железная: их интересуют только объемы оплачиваемых работ. Потому и не оставляют они в покое кирпичные фасады исторических здания. Профессиональный подход требует простой расчистки стен мыльным раствором и железной щеткой или пескоструйным методом. Но эти работы слишком дешевые – на них не заработаешь!
Дом Сивожелезова на Братском, 84 сегодня затянут строительной сеткой – много не увидишь. Но то, что удалось разглядеть – сплошная штукатурка…
Ту же печальную картину мы увидели и на Семашко, 74. Реставрацией здесь и не пахнет – обычный капремонт! Заходим во двор, в глубине которого сохранился давно неработающий круглый фонтан среди запущенной зелени – вы часто встречаете подобное в Ростове? Дворик мог быть оазисом в центре города. Но дворовые фасады уже скрыты под штукатуркой – чистенько, да. Но уныло и безлико. Зато какой объем штукатурных работ!
Проход под домом с улицы во двор уже покрыт «короедом», штукатуркой, которая применяется лишь для внутренних отделок. «Короед» – современный материал, использовать его при реставрации домов-памятников запрещено! Но у подрядчиков он в большом почете. Все потому, что цена работы на одном квадратном метре «короеда» – почти 3 тысячи рублей!
Окна – глаза дома
На фасадах обоих домов-памятников еще сохранилась оригинальная расстекловка окон в деревянных рамах. Подрядчики намерены заменить их на металлопластик. Это – прямое нарушение действующего законодательства. Согласно ему жители зданий, объектов культурного наследия, несут обременение: они не имеют права заменять (демонтировать) подлинные окна, оригинальные двери, элементы фасадного декора без согласования со специалистами.
Если оригинальная деревянная рама совсем уже ветхая, ее заменяют на раму из того же материала (дерева!) и с максимально точным сохранением переплётов и всех декоративных элементов. И то – с разрешения специалистов. Таковы правила эксплуатации памятников архитектуры. Но это – по закону. На практике все иначе.
История под штукатуркой
Мнение руководителя регионального отделения ВООПИК Александра КОЖИНА:
– Все ремонтные работы зданий в исторической части Ростова должны выполняться с учетом рекомендаций специалистов из межведомственной комиссии, специально созданной по распоряжению губернатора Голубева. Особенно это касается домов – объектов культурного наследия, где предусмотрена только реставрация. Но рекомендации эти игнорируются! О сложившейся ситуации мы сообщили в Комитет по охране объектов культурного наследия – ведь подрядчики уверяли, что все необходимые разрешения у них имеются. И им поверили на слово. Думаю, мы имеем дело с системной ошибкой – с 2005 года никак не придем к единому знаменателю. В результате вместо колоритных домов-памятников в историческом центре мы получаем кое-как наспех замазанные штукатуркой здания. Но они совсем не напоминают нам Ростов на рубеже XIX и XX веков.
За комментариями мы обратились в Комитет по охране объектов культурного наследия. Его руководитель Иван ГРУНСКИЙ ответил:
– Спасибо представителям общественных организаций, сообщившим о нарушении законодательства при проведении работ на двух объектах в Ростове. Речь идет о домах – памятниках регионального значения по переулкам Семашко, 74 и Братскому, 84. Мы обратились в прокуратуру за разрешением провести проверку, предоставили все необходимые документы. И разрешение такое получили.
Предстоит выяснить: кто заказчик работ; кто подрядчик; на основании каких документов начаты работы на обозначенных объектах; из какого источника они финансируются; имеет ли лицензию подрядчики, выполняющие работы, – ведь речь идет не о рядовых зданиях, а об охраняемых памятниках, к которым обычный ремонт неприменим, тут должны выполняться только реставрационные работы.
Поскольку комитет не выдавал разрешение на проведение работ на этих объектах, претензии будут и к заказчику, и к подрядчику. Первый не имел права нанимать, второй – наниматься. Они вообще не имеют права прикасаться к памятникам без разрешительной документации! Чтобы получить ее, необходимо разработать проект и представить его в комитет, где проект должен пройти историко-культурную экспертизу.
Но то, что творят управляющие компании, выступающие заказчиками ремонта, как правило – беспредел… Вместо реставрации – обычный ремонт, выполняемый случайными бригадами… А нужны лицензированные специалисты! Это примерно как если бы башмачник взялся за операцию на сосудах…
Если мы выявим нарушения 73 ФЗ, работы на этих объектах будут приостановлены. Санкции к нарушителям будут применены по результатам проверки. Её результаты станут известны недели через две.
Видео Владимира АПАРИНА