В ростовском «Шолохов-центре» открылась выставка современного искусства
Уже одна эта новость способна заставить вздрогнуть немало почитателей творчества нашего великого земляка. Имя Шолохова связано для них с классикой, академическими театрами, фольклорными фестивалями. А тут вдруг – современное искусство. И – больше того: «Известен как мастер сюрреалистических скульптур». Это – из аннотации к выставке «Аксинья». Про одного из ее участников – московского скульптора Владимира Амодео.
Выставка «Аксинья» проходит на Дону в два этапа. Сначала ее демонстрировали в Народном доме станицы Вёшенской, на родине Михаила Александровича Шолохова. Никогда прежде в этом выставочном зале ничего подобного не показывали. Однако если у кого-то и были опасения насчет того, как отреагируют на этот эксперимент казаки, то они оказались напрасны. Возможно, повлиял авторитет сотрудников Шолоховского музея-заповедника и внука писателя Александра Шолохова, депутата Госдумы, которые отнеслись к этому проекту с большим интересом. Возможно, сказалось то, как посетителей знакомили с авторами выставки и их работами. К примеру, каждый мог узнать о своеобразном творческом кредо Владимира Амодео: «Я создаю скульптуры женщин, потому что если лепить мужчину, то в его руках обязательно должно быть оружие или же он должен что-то делать. А женщину можно лепить просто так. Она красива сама по себе».
Красота здесь почти всегда синоним гибкости, раскованной кошачьей пластики (на выставке – около пятидесяти скульптур, созданных Амодео за четыре последних года). Но скульптура Аксиньи от них отличается.
– Когда одна моя знакомая, живущая в Италии, увидела эту работу, она сказала, что это – не Аксинья, героиня романа «Тихий Дон», – услышала я от Владимира Амодео на презентации выставки в «Шолохов-центре». – Для нее шолоховская Аксинья – это женщина, облик которой должен восхищать. Такая, в которую нельзя не влюбиться. А для меня роман «Тихий Дон» – не про любовь. Страшная книга о страшной судьбе казаков. Если же говорить о женских образах романа, то я – на стороне Натальи, а не Аксиньи. Она, по-моему, и по-человечески симпатичнее, и женственнее.
Если у скульптур Амодео лица отсутствуют (автор объясняет это тем, что их выражение отвлекает от пластики, того запечатленного движения, которое для него важнее), то на графических листах художницы Галины Салиховой – наоборот. Есть персонажи с очень даже узнаваемыми лицами. Это сцены из романа «Тихий Дон».
Некоторые герои – такие, какими их увидели экранизировавшие в разное время этот роман Сергей Герасимов и Сергей Урсуляк. То есть Григорий Мелехов – Петр Глебов, Мишка Кошевой – Александр Яценко…
Скульптуру «Аксинья» (а точнее две фигуры самой знаменитой казачки) Владимир Амодео Шолховскому музею-заповеднику подарил. Одна из них после окончания 20 сентября выставки в «Шолохов-центре» вернется в Вёшенскую, где гостила этим летом. Другая останется в Ростове.
Интересно, что летом разнесся слух, будто «Аксинью» Амодео установят на открытом пространстве, и она словно будет соперничать с композицией Николая Можаева «Григорий и Аксинья», которая давно стала визитной карточкой Ростовской области. Но достаточно побывать на нынешней выставке, чтобы убедиться: эти две «Аксиньи» друг другу не соперницы. У Можаева – монументальный образ. «Аксинья» скульптора Амодео ростом – сантиметров в тридцать. Скорее настольная, для кабинета, а не для площади. Впрочем, мини-скульптуры Амодео на колонноподобных постаментах сегодня можно увидеть в фойе зданий, а некоторые даже стали частью городских пейзажей.
Шолоховский музей-заповедник и Фонд развития современного искусства «Эксперимент Ум», при поддержке которого и состоялась эта выставка, выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.