Его безмолвные свидетели впервые прибыли на Дон
Фото/Видео: Марина Каминская
Первая среди царей и цариц
В Азове открылась выставка «Таврический вояж». В 2015 году ее создали в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике. Она посвящена грандиозному предприятию, которым стало путешествие Екатерины Великой в «полуденный край», как тогда называли Крым.
…В январе 1787 года от Царского Села отъезжал кортеж, поразивший современников своей величиной. Он растянулся на версту. Это был целый поезд, состоявший из четырнадцати карет, 124 саней с кибитками и еще нескольких десятков запасных саней.
Матушка-государыня собралась проинспектировать свои владения и, прежде всего, недавно присоединенные к России южные территории. То, что в Таврической области, наместничестве Потемкина, происходят впечатляющие преобразования, Екатерина Великая не сомневалась. Иначе не позвала бы в дорогу иностранцев. Причем тех, которые могли бы создать большую информационную волну. Такую, чтобы прокатилась по всей Европе. Среди них были два принца крови, три посланника влиятельных западно-европейских дворов.
В пути к поезду царицы примкнул ненадолго польский король Станислав Понятовский. Под именем графа Фалькенштейна к путешественникам присоединился австрийский монарх Иосиф II. С ним Екатерина планировала обсудить дальнейшие совместные действия против общего врага – Османской империи.
За этой поездкой у историков закрепилось название «Таврический вояж». Считается, что ни один монарх в мире не готовился так тщательно к путешествию, как это сделала российская императрица. Разрабатывать маршрут, наилучшие варианты встречи поезда императрицы начали за три года до поездки. То есть вскоре после того, как Екатерина Великая подписала Манифест «О принятии полуострова Крым, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Манифест датирован 8 апреля 1783 года.
Этот вояж был рекордным и по продолжительности (он занял более полугода), что тем более удивительно, если вспомнить возраст императрицы (57 лет), и по вложенным в него средствам. 15 миллионов на это знаковое путешествие, призванное сработать на имидж государства, было выделено из казны. Плюс к тому князь Потемкин пожертвовал на устройство визита еще четыре миллиона личных средств. Чтобы наши современники хотя бы чуть-чуть представили масштаб этих финансовых вложений, обычно приводят такое сравнение: хорошую дойную корову в те годы можно было купить за восемь рублей.
Местные власти были озабочены не только тем, чтобы устроить для императрицы и ее спутников сказочный прием, но и реально благоустроить территорию. К примеру, на выставке «Таврический вояж» демонстрируется копия одного из распоряжений Потемкина о том, как приготовить к приезду императрицы Бахчисарай: крыши на домах подправить, трубы подбелить. Словом, что-то подремонтировать, а что-то и переустроить. Здесь же, в зале, закладной камень с памятной надписью, который стоял в основании специальной построенной для въезда императрицы в Бахчисарай арки.
Поезд императрицы обычно трогался в путь в 9 утра. В полдень путешественники делали трехчасовую остановку на обед. С трех часов пополудни и до семи вечера – снова в пути. На границе каждого наместничества матушку-государыню встречал его глава, местная знать. В честь путешественников устраивались пышные обеды и балы.
За исключением Киева, царский кортеж нигде долго не задерживался. В Киеве путешественникам пришлось провести почти три месяца. Не по собственной охоте, а потому, что Днепр надолго оказался закован льдом.
В Киеве, во «владениях» фельдмаршала Румянцева, Екатерина Великая нельзя сказать, чтобы скучала, но и довольной не осталась. Она пришла к выводу, что этот талантливый военачальник оказался слабым администратором и хозяйственником. Когда путешественники продолжили путь, и государыня увидела, какие сюрпризы приготовил для нее Потемкин, как обустроил вверенный его заботам край, она выразила сожаление о том, что не имела возможности раньше ступить на земли, где он – хозяин.
Откуда мундирное платье?
Экспонатом номер один этой выставки ее автор Оксана АЛПАШКИНА называет мундирное платье императрицы. Оно сшито так, чтобы находиться в созвучии с мундирами офицеров Лейб-гвардии конного полка. То есть это – именно платье, причем распашное, а не дамский брючный костюм. Но с узнаваемыми «мундирными» элементами кроя и отделки, цветовой гаммой.
Екатерина была шефом нескольких армейских и гвардейских полков, поэтому в ее гардеробе были разные мундирные платья. В том числе – военно-морские. От мундиров все они отличаются тем, что пошиты не из сукна, а из тяжелого парадного шелка.
Раритет, который можно сегодня увидеть на выставке в Азове, в 1950-е годы поступил в музей Бахчисарая из Эрмитажа. С какими-то конкретными моментами пребывания императрицы в Бахчисарае и других городах «полуденного края» данный воистину царский подарок не связан. Хотя поводов надеть мундирное платье у государыни во время вояжа было немало.
К примеру, легендой стал обед в расположенной в горах крепости, когда, по знаку Потемкина, раздвинулся занавес, и одна из стен оказалась балконом с видом на бухту. Изумленные гости увидели выстроившиеся на рейде корабли. Это был построенный Потемкиным в фантастически короткие сроки Черноморский флот.
А незадолго до этого царица присутствовала на церемонии спуска на воду корабля в основанном князем Потемкиным Херсоне. Для такого случая вполне могло подойти бы мундирное платье, но императрица предпочла серое дорожное и черную атласную шапочку.
Впрочем, есть упоминания о том, что в ходе вояжа одно из мундирных платьев Екатерина Великая все же надевала. Возможно, в память об этом полвека назад в Бахчисарай и отправили из Эрмитажа такой драгоценный экспонат.
В ханском доме
Посещение Бахчисарая многие историки называют главной целью ее путешествия. Ведь этот город еще недавно был столицей крымских ханов. Теперь же русская самодержица входила полноправной хозяйкой в ханский дворец, который сама она называла проще: домом ханов.
На выставке в Азове есть портреты вооруженных татар. Наверно, эти или похожие на них воины сопровождали царицу в путешествии по «полуденному краю». Ведь Екатерина Великая пожелала, чтобы ее охранниками в Таврической области были татары.
Французский посланник граф де Сегюр считал, что царица сильно рискует, уступая своему желанию. И пояснял: татары, де, женоненавистники, враги христианства, к тому же их покорение произошло лишь совсем недавно. Кто знает, что у этих людей на уме…
Он должен был признать, что, проявив доверие к новым своим подданным, царица не ошиблась. Именно татары спасли венценосной путешественнице жизнь. Это произошло при подъезде к Бахчисараю. Кони понесли тяжелую карету по крутому спуску, могла бы случиться трагедия, но местные жители остановили экипаж, бросившись буквально под конские копыта.
Еще одна изюминка выставки – так называемое царское ложе.
– Вернее всего, это не царская кровать, как представляется многим, а кушетка, которую поставили в комнате, превращенной в царскую опочивальню, – рассказывает Оксана Алпашкина. – По моде того времени дамы могли принимать гостей, полулежа на подобных кушетках. Вот и Екатерина Алексеевна, вероятно, использовала эту мебель для каких-то приемов в формате, который мы называем сегодня встречей без галстуков.
Есть разные предположения о том, где изготовили эту кушетку. По мнению Оксаны Алпашкиной, это могли сделать и местные мастера. Ведь среди них были искусные ремесленники.
Образ ханского дома на выставке создают старинные зеркала, опахала, книги из библиотеки династии Гиреев, ряд других предметов, а также портрет его последнего хозяина и последнего крымского хана Шагин Гирея.
В том самом январе 1787 года, когда матушка-государыня отправилась в свой Таврический вояж, Шагин Гирей тоже собирался на юг. В город своего детства Андрианополь, находившийся на территории Османской империи. Путешествие оказалось для 42-летнего экс-хана роковым.
Вообще жизнь Шагин Гирея достойна большого романа. В одном из писем французскому философу Вольтеру, с которым состояла в дружеской переписке, Екатерина Великая назвала Шагин Гирея самым любезным из татар. Сообщала, что он хорош собой, образован не по-татарски, пишет стихи, всем интересуется.
В ранней юности будущий крымский хан посещал Европу. Он знал несколько языков, в том числе французский и итальянский. Императрица познакомилась с ним во время его визита в Санкт-Петербург, когда он еще не был владыкой Крыма.
Крым в то время терзали междуусобицы. Занять трон Шагин Гирею помогла поддержка русской самодержицы, но удержаться на нем Шагин Гирей не сумел.
В итоге передал свои владения русской короне. «Отставному» хану было обещано ежегодное пособие в размере 200 тысяч рублей и трон в Персии.
Однако вместо Персии Шагину Гирею предписали ехать в Воронеж, затем он перебрался в Калугу. Из Крыма ехал через Таганрог, в пути его сопровождали донские казаки.
Вдали от солнечного Крыма Шагин Гирей затосковал, попросил разрешения переехать в Турцию. Узнав об этом, русский посланник в Турции пророчески заметил, что Шагин Гирей еще десять раз пожалеет об этом.
В глазах султана бывший крымский хан был предателем. Отступничества ему не простили: задушили на острове Родос шелковым шнуром.
Некоторые обычаи Османского двора, как могли убедиться зрители телесериала «Великолепный век», понять современному человеку непросто. Так вышло и с Шагин Гиреем. Время спустя османы назвали его именем свой корвет с двумястами пушек на борту. В 1811 году русские взяли «Шагин Гирея» в плен, поставили на свою службу, но переименовывать не стали.
Бахчисарай + Азов
Выставку «Таврический вояж» вывезли за пределы Крыма впервые. Да и по крымским музеям путешествовали лишь отдельные ее экспонаты.
В Азове «Таврический вояж» встречали красиво. Первые посетители увидели «живые картины»: дамы екатерининских времен как бы беседовали о чем-то в музейном зале. Этот маленький маскарад устроила азовская театральная студия «КУЛ-ШОУ». Вдруг раздалась музыка, и центр другого зала заполнили дамы и кавалеры в нарядных платьях. Затем появилась и сама государыня Екатерина Великая. Хореографическая композиция, главными героями которой стали императрица и ее фаворит, – это уже сюрприз азовского танцевального ансамбля «Надежда».
Хотя выставка из Бахчисарая открылась в Азове впервые, раритеты из бахчисарайской музейной коллекции привозили сюда и раньше. Уже нескольким из них вернули новую жизнь в реставрационных мастерских Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника.
Азовские и бахчисарайские музейщики собираются укреплять сотрудничество. Ну а «Таврический вояж» пробудет в Азове до 25 ноября.