Всю эту неделю в Ростове – Международный фестиваль театров для детей и молодежи

В. Херрндорф. «Чик» (Theater Dortmund, Дортмунд, Германия).

Стартовал «Минифест» бельгийской постановкой «Картофельный суп». Поначалу она показалась театральным аналогом популярных гастрономических телешоу. 

Ведь прямо на сцене оборудовали мини-кухню, и актриса Анника Серонг из театра «Агора» стала нарезать овощи на суп. Режет, сообщает залу информацию о полезных и даже целебных свойствах овощей, много шутит. 

Казалось, так весь час эта фрау и будет резать овощи и шутить, а она неожиданно свернула на историю о войне. О том, что если приходит война, то много горя приносит она большим и маленьким. У одной девочки в бельгийской деревне отняла поросенка, с которым та дружила, как с собачкой. Ведь вслед за войной приходит голод. И если у кого-то в доме живет даже ручной поросеночек, то рано или поздно…

Правда, на печальный финал этой истории фрау лишь намекнула, чтобы деток совсем уж не пугать и не расстраивать. И – пригласила отведать суп, давно дразнивший зрителей чудесным ароматом.

У Андреа Будзетти в Болонье есть театр La Baracca. Андреа приехал на «Минифест» досрочно, чтобы не только показать спектакль своего театра, но и дать мастер-класс артистам Ростовского молодежного.

Вместе они сделали 10-минутную композицию для самых маленьких. С помощью жестов, движений и самых обычных листков белой бумаги артисты показывали, как бушует ветер, льет дождь, как дерево качает ветвями, а человек перепрыгивает с камня на камень, переходя реку…

– Детям нужно пространство для воображения, – считает Андреа. Его главные зрители – малыши двух-трех лет. По мнению Андреа, такие театральные опыты обогащают и тех артистов, которые обычно играют в спектаклях для взрослых.

Хотя фестиваль «Минифест» появился на свет почти тридцать лет назад, и за это время в нем участвовали театры из самых разных стран, даже из таких далеких, как Бразилия, Япония, США, Индонезия, на нем никогда прежде не выступали артисты из города – побратима донской столицы Дортмунда. Дебютом дортмундцев на донской сцене стал спектакль «Чик». Его поставили по роману «Гуд бай, Берлин!», который в Германии изучают в школах. Это роман о двух подростках – переселенце из России Андрее Чихачеве (Чике), для которого не существует правил, и местном Майке. Майк не такой сорвиголова, но тоже мечтает о приключениях и с удовольствием участвует в проделках Чика.

Вообще программа XIII «Минифеста» составлена так, что немцы и французы поднимают проблемы подростков (спектакли «Чик», «Урзель», «Песня мин»), итальянцы показывают красоту мира через самые обычные вещи («Вверх тормашками», «Розы в салате»). Впрочем, и через необычные тоже. Одним из самых ярких фестивальных зрелищ обещает стать спектакль артистов из итальянского городе Лечче «Пластиковые сады», словно созданный из снов и воспоминаний. 

Китайцы расскажут романтическую историю любви, которая произошла 400 лет назад («Пионовая беседка»), швейцарцы покажут вневременное музыкально-цирковое шоу о свихнувшемся профессоре, пытающемся подчинить себе звуки («Фантастический кабинет»).

В программе «Минифеста» – два «Гамлета». Оба необычные. Один (эстонский) – это шекспировская трагедия глазами дуэта клоунов. Другой (постановка новосибирского «Старого дома») показывает Гамлета молодым человеком, который «запутался в себе и во времени». Российский спектакль о Гамлете называется «Социопат».

Изначально на «Минифесте» преобладали постановки непродолжительные по времени. С годами на его афише все больше спектаклей в двух, а то и трех действиях. Рекордсменами по продолжительности на этом фестивале станут «Васса» зеленоградского «Ведогонь-театра» и «Левша», который приехал к нам из Макеевки: три часа с антрактом. «Левша» может претендовать и на титул спектакля с самым оригинальным музыкальным оформлением. В нем – древнеславянские и церковные песнопения, старинные романсы, марши и даже джазовые импровизации.

Хозяин фестиваля – Ростовский академический молодежный театр – представлен на афише «Минифеста» «Каштанкой» и оригинальной постановкой «Путь вашей жизни», где зрители располагаются рядом с персонажами – за столиками на сцене. 

Ростовчане покажут на фестивале еще одну постановку. Ее сейчас репетируют. Это эскиз спектакля «Зов джунглей». В нем будут заняты не профессиональные артисты, а любители. Их набирали по объявлению. Обязательное условие – владение английским языком. Ведь в течение нескольких дней участникам проекта предстоит работать с руководителями американского Bond Street Theatre. Что получится, станет ясно в пятницу вечером.