Сегодня –  80 лет одному из самых известных и востребованных донских композиторов  Леониду Клиничеву.

Впрочем, слово «донской» обозначает лишь место проживания маэстро. По масштабу дарования и географии исполнения его сочинений Леонид Павлович Клиничев – большой европейский маст

Он не любит юбилеев и пышных торжественных речей. Вот и нынешний свой юбилей сделал подарком донским почитателям серьезной современной музыки. За несколько дней до дня рождения маэстро в Ростовской областной филармонии состоялся его концерт.  Первое на Дону исполнение  монооперы  «Анна» (посвящение Анне Ахматовой) и мировая премьера симфонии «100 лет» (памяти расстрелянной царской семьи). Перед концертом прямо в фойе филармонии – встреча со зрителями.

– Замысел этой симфонии появился у меня еще в 1990-х годах, когда открылись архивы и мы узнали ужасную правду о последних днях Романовых, – сказал Клиничев.

Работа над этим программным произведением продолжалась до нынешней весны.

Моноопера «Анна» уже звучала во Владикавказе, Питере, Нижнем Новгороде. Это часть триптиха, который маэстро создал по заказу Академии молодых певцов Мариинского театра. Две другие части посвящены Марине Цветаевой и Зинаиде Гиппиус.

Донской композитор Лео­нид Клиничев родился в Старом Крыму, его детство и юность прошли в Таджикистане. Музыковед Анатолий Цукер считает, что творческий путь Клиничева можно назвать блестящим восхождением без видимых оснований. Рос в семье, где отец – зоотехник, мать – ветеринар, систематические занятия музыкой начал чуть ли не в 18 лет… Но и здесь есть свое «однако». Семья простая, однако родители любили классическую музыку, в доме царил культ Моцарта.

Первым инструментом будущего композитора стал трофейный, привезенный отцом с войны аккордеон. Первые опусы родились благодаря наблюдениям за… домашними животными. Это были музыкальные зарисовки, изображавшие, как ходят  по двору куры, утки, индюки.

Еще в детстве Клиничев прочел роман «Тихий Дон», и эта книга стала для него судьбоносной. Когда годы спустя ему, многообещающему аспиранту Московской консерватории, предложили переехать в Ростов, где только открылся музыкально-педагогический институт, и возглавить отделение композиции, он согласился еще и потому, что донской край – родина Шолохова. 

Разрешение написать балет по мотивам «Тихого Дона» Клиничев брал у самого автора. Такая идея Шолохова, вероятно, удивила. «Наверно, и такое бывает», – сказал он молодому композитору.

Балет Клиничева «Тихий Дон» с успехом шел в Малом оперном  театре в Ленинграде, его показывали на сцене  Большого театра.

Как правило, либретто к своим сочинениям  Леонид Клиничев пишет сам. Одно из немногих исключений – опера «Цыган». Над ее либретто Клиничев трудился вместе с автором романа «Цыган» Анатолием Калининым.

– Обычно Клиничев несколько отрешен. Весь в себе. В процессе создания музыки, – говорит Анатолий Цукер.

Таким немного отрешенным он был и накануне своего юбилейного концерта. Значит, будет новая музыка.