
На фасаде старинного дома на улице Серафимовича в Ростове активисты общественного объединения «МойФасад» нашли надпись, которая подтверждает: история этого здания связана с именами людей, известных всему миру.
Фото/Видео: Елена Слепцова
А теперь Ростов может потерять исторический дом навсегда…
Надпись на фасаде ростовского дома № 89 по улице Серафимовича (бывшей Казанской) позволила связать воедино историю двух ростовских зданий, принадлежавших некогда знаменитому ростовскому доктору-гидропату Илье Рындзюн. Еще в начале ХХ века он познакомил ростовчан с неизвестным тогда лечением водными и электрическими процедурами.
Изначально его водолечебница размещалась в здании по улице Социалистической (бывшая Никольская), 94 в Ростове. К сожалению, в постперестроечное время дом был доведен до аварийного состояния и не подлежал восстановлению. Его пришлось снести. Однако энтузиасты движения «МойФасад» добились присвоения зданию охранного статуса, что обязывает нового владельца воссоздать на этом месте строение, имеющее первоначальный облик водолечебницы.
Когда недавно на фасаде дома по Серафимовича, 89 удалось обнаружить и расчистить надпись «Электролечебница», стало ясно, что именно в этот дом переехало заведение доктора Рындзюн с улицы Никольской, расширив виды процедур. Теперь здесь лечили и электричеством. Архивные работы, проведенные энтузиастами объединения «МойФасад», подтвердили это.
Методы лечения доктора Рындзюн были настолько новаторскими в то время, что медицинское сообщество Ростова не воспринимало всерьез малопонятные им виды терапии. Коллеги гидропата лишь пожимали плечами, когда речь заходила о лечении водой и электричеством. Кроме этого доктор Рындзюн практиковал грязелечение и терапию паром. Его лечебница была оснащена самым современным по тем временам европейским оборудованием. Ростовчанам не было нужды ехать на воды в Карлсбат, например, все необходимые процедуры они могли пройти и дома. В начале 20-х годов в заведении Рындзюн был уже и кабинет с рентгеновскими лучами, что было редкостью в те времена.
Кстати сказать, после революции лечебница доктора стала ведомственной для сотрудников сначала ВЧК, потом – ГПУ, НКВД, КГБ, пока не была закрыта в конце 80-х годов прошлого века.
Причины на то были разные. Одна из главных – состояние здания. Дом, построенный в начале ХХ века по проекту известного ростовского архитектора Леонида Эберга, всерьез никогда не ремонтировался, состояние здания многие десятилетия оставляло желать лучшего.
В последние время оно ухудшилось, несмотря на то, что дом – объект культурного наследия. Здание признано аварийным. Жильцы, что называется, сидят на чемоданах и ждут расселения.
А между тем дом, построенный Эбергом-старшим в стиле модерн, заслуживает особого внимания. Здание ценно уникальными артефактами: единственным сохранившимся в Ростове дореволюционным лифтом. Причем сохранились и шахта, и решетки, и кабина – их хоть сейчас в музей! До недавнего времени была цела и металлическая дверь парадного входа. Правда, одна из створок уже утрачена…
История здания также связана с именами людей, известных всему миру.
Известно, что у Ильи Галилеевича и его супруги Матильды Борисовны было двое детей, оставивших след в истории. Сын, Владимир Рындзюн, был литературным деятелем эмиграции в Париже, где публиковался под псевдонимом А. Ветлугин. Во время поездки в США Сергея Есенина и Айседоры Дункан он был секретарём и переводчиком легендарной танцовщицы. В Европу он не вернулся. Осев в Калифорнии, Рындзюн-Ветлугин стал продюсером в Голливуде.
Дочь Ильи Рындзюн Нина осталась на родине и стала выдающимся советским скульптором. В стране она известна под фамилией Нисс-Гольдман (по мужу). С ней в 80-х годах прошлого века была близко знакома писательница Дина Рубина, которая использовала воспоминания «великой старухи» для написания повести «На Верхней Масловке», по мотивам которой позже был поставлен одноименный фильм. Роль Нины в нем играет Алиса Фрейндлих. Примечательно, что в ленте есть эпизоды из детства героини, которые происходят в стенах той самой ростовской электролечебницы.
А теперь – не про кино, а про жизнь. Как рассказали нам жильцы исторического дома, работники управляющей компании «Основа» (которая раньше обслуживала этот дом) недавно срезали все трубы отопления, водовода и даже канализации, а заодно прихватили с собой металлическую створку входной двери. Для сдачи в металлолом? В доме, где вода тихо сочилась по стенам еще с мая нынешнего года, теперь она льется потоком с потолка помещения на втором этаже, затапливая подвал. И это варварство происходит на объекте, номинально стоящем на охране, прямо напротив администрации Кировского района Ростова. Жильцы жаловались много раз в самые разные инстанции – никто не откликнулся на их беду.
Роман БОЧАРНИКОВ, руководитель МФ:
– Нам бы очень не хотелось, чтоб обнаруженная нами надпись «ушла» вместе с домом. Предполагаем, что под «шубой» штукатурки на фасаде скрываются и другие настенные надписи – информация о новых методах терапии доктора Рындзюн. Но очистить их сегодня не представляет возможным. Сейчас мы подаем заявку в Комитет по сохранению объектов культурного наследия РО на включение лифта и фасадной надписи в предметы охраны этого здания. Готовим обращения в городскую администрацию на проведение противоаварийных и консервационных работ. Нам очень нужна помощь, иначе дом-памятник не спасти.
Прямо напротив многострадального здания – администрация Кировского района. Первый заместитель главы администрации Сергей Серебрянский, к которому мы обратились за комментарием, запретил нашему оператору вести видеосъемку в своем кабинете. Но согласился с тем, что «жители дома не должны лишаться своих прав на теплоснабжение» и клятвенно заверил, что за два дня течь будет устранена, подвал осушен, а в дом будет подано тепло. Почему раньше не обращали внимания на многочисленные жалобы жильцов, непонятно…
Что ж, через два дня посмотрим, как чиновник держит слово. И вам расскажем.
Видеорепортаж Владимира АПАРИНА

