Эту любовь один из старейших художников России Борис СПОРЫХИН пронес через семь десятилетий творческой деятельности.

На днях нашему земляку народному художнику России Борису Тихоновичу Спорыхину исполнилось 90 лет. Семьдесят из них он отдал художественному творчеству.

Борис Тихонович Спорыхин – потомок старинного казачьего рода.

Дарование Спорыхина проявилось еще в юности, в годы занятий в изостудии. Тогдашние корифеи изобразительного искусства поощрили его своим вниманием, а замечательный ростовский живописец Т.П. Семенов увлек Бориса Спорыхина своей влюбленностью в донскую тему. 

После окончания Ростовского училища им. М.Б. Грекова Спорыхин продолжил художественное образование на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. 

Московский период Бориса Тихоновича был необыкновенно плодотворным. Большую роль в становления Спорыхина-живописца сыграли знакомство с выдающимся русским художником Петром Кончаловским и неоднократное посещение его мастерской. 

Борис Тихонович СПОРЫХИН, «Рыбаки Дона» 1959–1960 гг.В годы учебы в институте Борис Тихонович вместе со своим педагогом профессором Покаржевским совершил ряд очень ценных для его будущего творчества поездок на Терский конный завод. А кроме того – самостоятельно – по конным заводам Ростовской области. 

Как известно, конь казаку всего дороже. Донской конь не единожды будет полноправным, наряду с людьми, героем картин Бориса Спорыхина. Эта тенденция проявилась уже в его дипломной работе «На пути к Царицыну», посвященной Гражданской войне. Полотно стало пробой сил молодого художника в серьезной исторической тематике. Успешной пробой. Спорыхин получил за него диплом на выставке работ выпускников Академии художеств СССР. 

Борис Спорыхин как художник сложился под влиянием красок и мелодий донской степи, донских легенд и необыкновенных казачьих историй. «Я люблю писать наш Дон, – говорит художник, – меня привлекают его неповторимые краски… Герои моих картин написаны всегда в пейзажном окружении, на фоне донской волны, яркого неба, золотистых подсолнухов или степных трав».

Бывшая столица Всевеликого войска Донского, а ныне станица Старочеркасская, в которой Борис Тихонович основал свою вторую после Ростова мастерскую, стала важной, значительной частью творческой судьбы художника. И во многом «повинен» Старочеркасск в том, что Борис Спорыхин известен на Дону как исторический живописец. 

Весьма ценным представляется его стремление создать художественную летопись края, сохранить, сберечь историю Донщины. Это стремление прослеживается в созданных художником работах, запечатлевших Старочеркасскую в разные годы ее жизни. С подлинно поэтическим увлечением художник пишет станичные пирамидальные и белоствольные тополя, прибрежные ивы, старинные курени и церкви. В картинах Спорыхина много солнца, яркого света и ясной лазури неба, его краски подчеркнуто звонки, они как бы концентрируют в себе сгустки ароматов донской степи. 

Валерий РЯЗАНОВ,
искусствовед