У знаменитой донской песенницы нежданно-негаданно появился в Подмосковье целый ансамбль внучат

Ну чем не донские казачки! Фото из альбома «Ладушек»

ЭТИМ ЛЕТОМ детский фольклорный коллектив из Зеленограда «Ладушки» выступал в Швеции. Одна концертная площадка сменяла другую, и каждый раз «Ладушки» просили переводчиков сообщать зрителям о том, что старинные песни, которые сейчас прозвучат, записаны на Верхнем Дону, в хуторе Мрыховском. Исполняются в певческой традиции, которая дошла до нас благодаря донской казачке Ольге Васильевне Пономаревой.

Задачка для переводчиков оказалась непростой: попробуй растолкуй, переведи пару этих фраз на шведский язык… Впрочем, немало удивления такая история с географией вызывает и на концертах в России: ведь где Зеленоград и где хутор Мрыховский? Почему же тогда ансамбль из Подмосковья строит репертуар исключительно на песнях Верхнего Дона? Может, в «Ладушках» потомки донских казаков?

– В «Ладушках» действительно есть и потомки казаков – донских, кубанских, уральских, – подтвердила «Нашему времени» руководитель ансамбля Олеся Персианова. Она, кстати, тоже казачьего рода. Из казаков кубанских.

Однако казачье происхождение юных артистов и их руководителя не было в этом вопросе решающим. Скорее наоборот: некоторые дети всерьез заинтересовались семейной историей и узнали о предках-казаках именно благодаря необычному репертуару ансамбля.

Сама Олеся Персианова впервые услышала песни Пономаревой в студенческие годы. Во время учебы в Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. Она очень хорошо помнит этот момент. Известная собирательница и исполнительница фольклора Татьяна Рудиченко читала лекцию о донской казачьей песенной истории. Это так захватило Олесю, что она тут же побежала в консерваторскую фонотеку. Там впервые услышала пение Ольги Васильевны Пономаревой и была им очарована.


ЖИЗНЕННЫЕ обстоятельства отдалили Олесю Персианову от Донского края. Ее муж-музыкант получил работу в столичном проекте – мюзикле «Любовь и шпионаж» с участием Ларисы Долиной и Дмитрия Харатьяна. Супруги переехали в Москву.

Год рождения детского фольклорного ансамбля «Ладушки» – 2010-й. Он был создан на базе дополнительного отделения детской музыкальной школы им. М. П. Мусоргского в Зеленограде. 

– Сначала, – рассказывает Олеся Ивановна, – «Ладушки» исполняли частушки, потешки, народные игровые песни разных регионов России. Причем старались сохранить характерные для каждого региона особенности. Это и для взрослых артистов непросто. Для детей – тем более. Поэтому решили не распыляться, а выбрать какой-то один стиль и в нем совершенствоваться.

Так их музыкальный ларец стал наполняться песнями, которые издавна играли в хуторе Мрыховский Верхнедонского района Ростовской области. И уже больше трех лет «Ладушки» в России и за рубежом исполняют именно их.

Прежде чем перейти на песни Верхнедонья, Олеся осуществила свою давнюю мечту и побывала в гостях у Ольги Васильевны Пономаревой. Знаменитая исполнительница помогла подобрать ей такие варианты исполнения старинных песен, которые подошли бы и для юных артистов, и для юных зрителей. Ведь и в старину сложную ритмическую структуру казачьей песни дети осваивали постепенно. Сообразно возрасту.

Увидев видеозаписи, сделанные Олесей Ивановной в Мрыховке, ребята из «Ладушек» замерли у экрана от восторга. Очень внимательно вслушивались в пение Ольги Васильевны, пытались сыграть песню так, как играет она.


В ЭТОМ ГОДУ в хутор Мрыховский Олеся Персианова отправилась уже вместе со своими воспитанниками. 

Наверно, встреча с хранительницей донских песенных казачьих традиций рисовалась артистам по-разному. К примеру, если прочесть статью о Пономаревой в Википедии, то можно и оробеть: «советский и российский культурный деятель», «Почетный гражданин Верхнедонского района», «лауреат премии Правительства РФ «Душа России»…

Ольга Васильевна Пономарева оказалась невысокой, скромно одетой пожилой женщиной, которая из-за проблем со здоровьем вынуждена ходить, опираясь обеими руками на палочки. 

– Для всех и каждого в нашем ансамбле она стала «нашей дорогой бабушкой», – рассказывает Олеся Ивановна.

При этом «дорогая бабушка» проявила себя взыскательным критиком, который не допускает искажения традиций. 

Преподав внучатам из Подмосковья уроки песенного мастерства, Ольга Васильевна звонит вдруг в соседний хутор Мещеряковский Петру Елисеевичу и Раисе Васильевне Есаковым, создателям местного музея родной истории. Мол, едем к вам, ждите, надо рассказать детям о нашем донском казачестве.

«Едем» оказалось вовсе не фигурой речи. И вправду поехала с гостями на автобусе в Мещеряки. Присесть в пути отказалась: растрясет в дороге – так потом и не поднимешься с сиденья. Лучше уж постоять.

Для краеведов Есаковых Ольга Васильевна Пономарева – однозначно легенда Верхнедонья. Ее биографию знают наизусть. Без предварительной подготовки расскажут, как будущая песенница выменяла на двух цыплят у тетки Ульяны балалайку – самый первый свой музыкальный инструмент. Балалайка оказалась поломанная – без струны. Но семилетняя девочка сообразила, как ее починить, натянув вместо струны тонкую проволоку.


ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС Ольги Васильевны Пономаревой связан с Мрыховским народным хором, который она сама же и создала. «Новорожденный» хор за короткое время победил в нескольких конкурсах и завоевал почетное право выступить в концерте на сцене Кремлевского Дворца съездов. Причем устроители концерта решили, что мрыховцам тратить время на репетиции незачем. Вместо этого отправили их с концертами по предприятиям Москвы и Подмосковья. А еще им улыбнулась редкая по тем временам удача записать свои песни на виниловую пластинку фирмы «Мелодия». 

Словом, Есаковы не могли не исполнить просьбу своей многоуважаемой землячки. Потчевали «Ладушек» не только историями из жизни верхнедонских казаков, но и чаем из огромного настоящего самовара.

Потом Ольга Васильевна удивила «Ладушек» еще раз. Казалось бы, после такой тяжелой дороги ей бы отдохнуть, а она сказала, что сводит их завтра к Дону: «Там красота. Хочь посмотрите, почему он Тихий».

Кстати, Ольга Васильевна Пономарева консультировала режиссера Урсуляка, когда он приехал снимать экранизацию романа «Тихий Дон». Гостей из Подмосковья развеселила сравнением: Гришка Мелехов в его фильме в общем-то не плох, но на Воробья Карибского похож. Что ж, чувства юмора Ольге Васильевне не занимать.

Мне не раз доводилось во время командировок на Верхний Дон встречаться с Ольгой Васильевной Пономаревой. Помню, в одну из таких встреч она рассказала, как во время той знаменитой поездки мрыховцев в Москву зарубежная устроительница гастролей предложила ей выступить во Франции. Только ей одной из всего коллектива. Сольно. В отрыве от своего хора Ольга Васильевна гастролировать отказалась. Сказала, что играть в одиночку эти донские казачьи песни нельзя: тускло звучат. Не все земляки ее тогда поняли. Некоторые удивлялись: да разве можно не воспользоваться таким шансом, чтобы мир посмотреть да себя показать?!

Но Ольга Васильевна – женщина с характером и большим достоинством. Посчитала, что решение приняла верное. А значит и жалеть больше не о чем.

И все-таки жизнь распорядилась так, что зазвучали ее песни в Европе. В Болгарии вот, в Швеции. Духовные внуки их исполнили – «Ладушки» из Подмосковья.