Чернила из моллюсков, лозы, сажи…

Уже в III веке до н. э. греки и римляне пользовались чернилами. «Придворные чернила» делали из киновари и пурпура. Они были безумно дороги, так как из 10-12 тысяч моллюсков извлекали около полутора граммов красящего вещества.



Одна из страниц «Серебряного кодекса».

Из-за такой стоимости широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи, и для письма. Делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

Самый древний русский рецепт чернил – сажа с вишневой камедью, разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые чернила».

В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится «серебряная библия», которой более полутора тысяч лет. Она написана золотыми и серебряными чернилами на пергаменте выкрашенном пурпуром.

Бумага из кожи и шелка

Пергамент это очень тонко выделанная кожа теленка. Качество его зависело от того, кто и где его изготовил. Дешевле всего была выделанная кожа, изготовленная в южных районах Европы. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю (мясную) часть шкуры, в результате чего одна ее сторона оставалась «не бритой». На севере континента шкуры обрабатывали с двух сторон. Такой пергамент был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил в разы дороже.

Старинный брусок туши в виде листьев и цветов лотоса выглядит как произведение искусства. В Китае делали бумагоподобный материал из бамбука, из пеньки, а еще раньше – из шелка бракованных коконов шелкопряда. 

Однако бамбук был тяжел, а шелк – дорог. Бумага из таких волокон легко намокала и была непрочной. Китайцы искали более дешевый и технологичный способ изготовления. 

Портрет Конфукция. У Даоцзы 685 – 758 годы.В 105 году н. э. сообразительный китаец Цай Лунь растолок кору тутового дерева, конопляное лыко, старые рыболовные сети и ветхую ткань, древесную золу. Все это он смешал с водой и выложил получившуюся массу на сито в деревянной раме. После сушки на солнце он разгладил эту массу с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

Писали и рисовали в Китае тушью. В состав ее входит масса компонентов. В их числе могут быть и уголь от скорлупок абрикосовых косточек, и камедь тутового дерева, конопляное или тунговое масло, животные жиры, рыбный клей, благовония…

Такая тушь сама по себе является ценным произведением искусства. В древности литераторы и живописцы предпочитали пользоваться брусочками туши изящной формы с изысканными узорами.

На бумаге тушь не стирается и не выцветает на солнце. Линия, проведенная такой тушью, не расплывается даже при попадании на нее воды. В музеях мира шедевры древнекитайских мастеров, написанные столетия тому назад, по-прежнему сохраняют густоту цвета и блеск туши. До нас дошло множество рисунков и надписей, сделанных такой тушью многие сотни лет тому назад, и все они отлично сохранились.

Нигде в мире не умели (и не умеют до сих пор) изготавливать тушь такого качества.