Карандаши серебряные, свинцовые, итальянские...

Начиная с XIII века художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую прикрепляли к ручке. Такое приспособление называли «серебряный карандаш». Он требовал высокого уровня мастерства, так как стереть потом что-либо было невозможно. 


Прообраз привычного нам карандаша.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но четкий след, и его часто использовали для подготовительных набросков портретов.
Подобными карандашами пользовался в том числе и Дюрер.

В XIV веке появился так называемый итальянский карандаш. Это был стержень из глинистого черного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. 

Графитные карандаши известны с XVI века. В местности Камберленд обнаружили темно-серую массу, которая оставляла следы на предметах, стали метить овец. Со временем из нее стали изготавливать тонкие заостренные палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и не подходили для письма. 
Художники, чтобы было удобнее и палочка не пачкала рук, зажимали эти «карандаши» между кусочками дерева, или оборачивать бумагой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. 

В Германии производство карандашей началось в городке Штайн под Нюрнбергом в 1719 году. Смешивая графит с серой и клеем, получали стержень не такого высокого качества, но более дешевый. 

В 1789 году ученый Карл Вильгельм ШЕЕЛЕ доказал, что графит является производным углерода. Он же и дал нынешнее название материалу – графит (от др.-греч. γράφω – пишу). 

Уже в следующем году венский мастер Йозеф ХАРДМУТ смешал графитную пыль с глиной и водой и обжег смесь в печи. Варьируя содержание компонентов он смог получить материал различной твердости. В том же году Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor, работающее до сих пор.

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон ФАБЕР-КАСТЕЛЬ, заметив что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Выпускался еще и особый вид графитных карандашей – копировальные (их называли химическими). В грифель копировального карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин или аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивали водой и плотно прижимали к чистому листу бумаги, на котором оставался зеркальный отпечаток-копия.

Химические карандаши широко использовались и в качестве дешевой замены чернильных ручек.


Что написано пером…

Ручками из тростника, как мы знаем, писали еще во времена фараонов. А вот в римских Помпеях найдено бронзовое перо (это 79 год нашей эры!). 

Первое известное нам упоминание о письме гусиными перьями зафиксировано около 600 года. Писать стали больше – пергамент подешевел, затем в больших количествах появилась бумага.

Этот канцелярский набор (грифельный карандаш, перьевая ручка и нож для бумаг) сработан до Веоликой Отечественной войны из стали и слоновой кости.После того, как в 1803 году было запатентовано металлическое перо для ручки, употребление гусиных начинает сходить на нет. К концу XIX века гусиные перья совсем вышли из употребления.

Еще в 1883 году Льюис Эдсон ВАТЕРМАН из Нью-Йорка сконструировал первую перьевую автоматическую ручку с собственным резервуаром для чернил.

В 1930-х годах братья Ладислав и Георг БИРО изобрели шариковую ручку, но только в 1952 году фабрикант письменных принадлежностей Марсель БИШ добился того, что его ручки стали писать мягко, не текли и не засыхали. Как вы понимаете, это зависело от состава чернил. Для того, чтобы иметь успех на североамериканском рынке, Марсель изменил написание своей фамилии и стал известен нам уже как БИК.

Помните, у Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»? Современные инженеры пошли дальше – пишущие шарики для шариковых ручек и сердечники некоторых бронебойных снарядов изготавливают из одного и того же сплава!
Шариковая ручка внешне напоминает подкалиберный снаряд.