Разбирая в кладовой коробки со всякой всячиной, в одной наткнулась на кляссер с марками. Собирать их стала, кажется, в классе девятом. Помню, толчком послужила переписка с ровесниками из стран соцлагеря. Тогда Запад казался далеким и загадочным, чем вызывал к себе немалый интерес. В одном из журналов, не помню точно, в каком, я выбрала несколько адресов ребят из соцстран, желающих переписываться с детьми из СССР, в надежде на то, что на мои письма кто-нибудь из них да откликнется.

Ответили все три адресата. Первый – парень из Цвиккау, небольшого городка на востоке Германии, родине немецкого композитора и пианиста Роберта Шумана. Письма моего зарубежного приятеля были короткими и содержали общие сведения о его увлечениях и учебе. Другие адресаты, девочки из Польши и Болгарии, оказались на информацию тоже скуповатыми. Так что получить ответы на вопросы о жизни зарубежных сверстников в целом не получилось. Но сам факт наличия в почтовом ящике письма из-за границы был уже событием. 

Получив первое письмо от Франка (так звали моего немецкого адресата), я обратила внимание на прозрачный, будто из папиросной бумаги, конверт, отметив про себя экономность немцев. Но больше всего привлекли наклеенные на него почтовые марки. На одной из них был изображен дедушка с бородкой, смахивающий то ли на писателя, то ли на ученого. Как потом выяснила, «дедушкой» оказался бывший глава Германской Демократической Республики Вальтер Ульбрихт – тот, по чьему указанию была воздвигнута когда-то знаменитая Берлинская стена. Тогда мы не знали, что многие немцы, недовольные взятым В. Ульбрихтом курсом на планомерное строительство социализма в стране, бежали в ФРГ. В советские времена эта тема была под запретом. Остальные жители Восточной Германии поддерживали политику правящей социал-демократической партии, и для них Вальтер Ульбрихт был преданным стране руководителем. Вполне естественно, что его портрет красовался на почтовой немецкой марке, что для меня стало толчком к тому, чтобы больше узнать о «дедушке с бородкой». И не только о нем. 

Получив очередное письмо от моих зарубежных ровесников, я отклеивала марки, подержав их над паром только вскипевшего чайника. Затем, дав им высохнуть, складывала в конверты. В одних хранились марки с изображением растений, в других – с картинками животных. Они чаще всего попадались на конвертах с письмами, которые присылали девочки из Болгарии и Польши. Были марки, посвященные спорту, юбилеям композиторов, художников. 

Особым процессом являлось изучение изображений на марках. Занятное, я скажу вам, дело – вооружившись лупой, рассматривать каждую деталь. Под увеличительным стеклом любая мелочь миниатюрного квадрата выглядела волшебно. 

Конечно, коллекционер со стажем стал бы оценивать почтовые марки по году их выпуска, тиражу, качеству, стоимости, наконец. Мне же хотелось узнать, в связи с чем выпущена марка, кто и что на ней изображено? Когда они вообще появились? Поскольку Интернета тогда не было, ответы на вопросы подсказывали книги, энциклопедии. Так я выяснила, что в старину марки вообще не существовали, конверты тоже. Состоятельные люди сворачивали письма в трубочку, перетягивали бечевкой и скрепляли их сургучной печатью. Письма отправлялись с курьерами, почтовой тройкой. В рассказе «Новейший письмовник» Антон Чехов писал, что «письмо есть такое имя существительное, без которого почтовые чиновники сидели бы за штатом, а почтовые марки не были бы продаваемы». До появления почтовых марок на письма ставили штемпель. В XVII веке в ходу были почтовые квитанции, а первая марка с портретом королевы Виктории появилась в 1840 году в Великобритании. Марка стала знаком почтовой оплаты и быстро распространилась по почтовым ведомствам многих стран. 

Узнав о моем увлечении, одноклассники стали дарить мне марки. Одна из них – с изображением Александра Невского. Марка была выпущена еще в 1967 году в серии «Третьяковская галерея». Об Александре Невском как предводителе русских воинов, победивших ливонских рыцарей на Чудском озере, и тогда, и сейчас сказано в учебниках истории. Свою роль в возвеличивании героизма Невского и его войска сыграл фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Причем этот героизм кинорежиссер возвеличил на многие десятилетия вперед. Уже в современной России в феврале 1992 года была выпущена миниатюра, на которой московский график Александр Яцкевич изобразил эпизод битвы между новгородскими воинами и уходящими под лед крестоносцами. Но вот время назад мне довелось брать интервью у учителя истории и обществоведения ростовской гимназии № 19 Артема Лопаткина, обладателя титула «Учитель года – 2015». В разговоре Артем Александрович назвал фильм об Александре Невском фантазией кинорежиссера, а историю о якобы проваливающихся под лед немецких рыцарях – мифом. Почему? Потому что нет ни одного исторического документа, подтверждающего масштабность сражения. По описанию битвы в Ливонской рифмованной хронике, воины вообще падали не на лед, а на траву. В сражении погибли два десятка немецких рыцарей и шестеро были взяты в плен. Эту битву наши древние летописцы описывают в Первой Новгородской летописи также не как самую большую. Более того, и по сей день на дне Чудского озера археологи не нашли ни одного хоть какого-нибудь артефакта, подтверждающего масштаб сражения. Подвиг Александра Невского заключался не столько в великом сражении, сколько в том, чтобы защитить людей православных от рыцарей Ливонского ордена, которые шли обратить местное население в католическую веру. Это и есть исторический факт. Все остальное – от лукавого. Но об этом мы узнаём только сейчас. 

В истории марок были и курьезные случаи. В календаре знаменательных дат 10 июля отмечен как День воинской славы. Это день победы русской армии в Полтавской битве в 1709 г. В 1909 г. Полтавским уездом была выпущена специальная марка к 200-летию битвы. С этим сражением связана и одна из самых и теперь уже ценных марок СССР – миниатюра 1959 года. Правда, с ее выпуском произошла, так сказать, накладка. Тираж ее так и не был выпущен. Екатеринбургский коллекционер и знаток марок Михаил Сачев в одной из своих публикаций вспоминает, что в тот год страна готовилась к празднованию 250-летия Полтавской битвы, в числе прочего был изготовлен и готов к выпуску тираж почтовых марок: «На миниатюре – попавшие в плен шведские войска во главе с премьер-министром Карлом Пипером и фельдмаршалами складывают флаги перед Петром I. Художник постарался, но совершенно не учел официальных взглядов правительства. На 1959 год был запланирован визит Никиты Хрущева в Швецию – как ответный на приезд в Союз премьер-министра Швеции в 1956-м. Разумеется, марку, посвященную победе над шведами, посчитали неполиткорректной, и уже через несколько минут после начала продаж почти весь тираж был изъят и уничтожен». Говорят, сохранился лишь один лист из 30 – 40 марок. Сегодня каждый «живой» экземпляр оценивается в 20 тысяч долларов. Последний раз миниатюра была запримечена в 2012 г. на аукционе Черристоун в Нью-Йорке и шла по цене 15 тысяч долларов. 

Для одних марки – способ заработать деньги, для других – увлекательное занятие. А тематика марок разнообразна. В свое время популярными были марки из сферы искусства. В 70-е «Почта СССР» выпустила серию марок с репродукциями картин из Государственной Третьяковской галереи: «Кружевница» Тропинина, «На прогулке» Федотова... Из Эрмитажа – «Спящая Венера» Джордоне, «Девушка с веером» Ренуара, «Женщина, держащая плод» Гогена, каждая марка – как миниатюрная картина. Обладатель коллекции таких марок мог похвастаться тем, что у него есть мини-музей с коллекцией полотен великих художников. Были и остаются популярными у коллекционеров марки, связанные с космосом, спортом, достопримечательностями российских городов – все не перечислить. Вообще марки, выпущенные в советский период, и сегодня сохраняют известность. Они лидируют в мировых рейтингах в сравнении с почтовыми марками других стран. В России и сейчас, как во времена СССР, печатаются марки и поддерживается коллекционирование.

С поступлением в Ростовский госуниверситет у меня появились другие интересы, и моя история коллекционирования марок на этом закончилась. Однако немало тех, кто собирает их всю жизнь. Для них появление новых марок в коллекции всегда событие, ведь маленький бумажный квадратик на самом деле содержит не одну увлекательную историю.