Национальную идею, которую ищут уже многие годы, нашли! В хуторе Старая Станица Каменского района. В Центре эстетического воспитания детей
Фото/Видео: Владимир Апарин
Его бессменный директор Дмитрий Гаврилович БЕЛОУСОВ считает, что идея эта – во взаимодействии культуры и образования:
– Мы у себя в Старой Станице вот уже 40 лет как ее вывели. В эстетическом и духовном воспитании всех детей – будущее России…
Минувшей осенью Центр справил свое 40-летие. А если считать с момента зарождения идеи его создания, то и все полвека. Летом 2017 года Дмитрий Гаврилович Белоусов отметил 55-летие творческой деятельности. Центр, созданный Белоусовым вместе с энтузиастами-единомышленниками на базе одноэтажной сельской музыкальной школы, стал делом всей его жизни:
– Если еще в начальной школе не заниматься эстетическим развитием ребенка, то потом гораздо сложнее раскрыть его таланты. Всестороннее образование позволяет нашим воспитанникам получать элементарные навыки культуры. Наши уроки знакомят их с живописью, классической музыкой, традициями разных стран, танцы которых мы разучиваем…
Когда начинался Центр, почти десять лет ушло на воплощение простой, казалось бы, идеи: сделать эстетическое воспитание детей обязательным. И вот, начиная с первого класса, раз в неделю приходят сюда хуторские дети. Здесь рисуют, танцуют, поют, играют на различных инструментах, репетируют сценки. Эти уроки в школьном расписании значатся как день эстетического воспитания.
Сам старостаничный Центр в своем развитии давно уже перерос хуторские рамки. Везут сюда своих детей родители едва ли не со всего района. А то и из других мест. Число машин, стоящих у Центра в дни занятий, приближается к сотне.
Едут сюда и педагоги из других регионов – за опытом, который, кстати, далеко не везде удается воплотить в жизнь, даже при наличии развитой сети школ искусств.
Тут причина, пожалуй, даже не в методиках, а в людях. Далеко не каждому преподавателю по силам работа по 12 часов в день, да еще с большим числом учеников. Не каждый способен находить подход к ребятам с разным уровнем подготовки. Не у каждого получится заинтересовать детей так, чтобы они буквально рвались на занятия.
А еще может не идти дело, считает Белоусов, из-за отсутствия прочного союза между школами искусств и общеобразовательными школами. Именно на него в Старой Станице был взят курс 40 лет назад. Тогда многим чиновникам от образования, да и самим родителям школьников, казалось странным упорное стремление молодого директора музыкальной школы соединить лед наук с пламенем искусства. Никак не могли взять в толк, зачем детям, у которых, скажем, явные способности к математике или физике, постигать нотную грамоту и простаивать у мольберта и балетного станка. Разве это пригодится в дальнейшей жизни?
– Музыка развивает умение слышать, изобразительное искусство – умение видеть, хореография – умение двигаться, сценическое искусство – умение общаться. Развить эти четыре умения – и вот он весь человек…
Когда-то великий гуманист Экзюпери в своей «Планете людей» сокрушался, что в каждом человеке в течение его жизни погибает Моцарт:
«Есть в Европе двести миллионов человек, чье существование лишено смысла... Им дают неплохое образование, но это не культура. Тот, кто думает, что культура – набор вызубренных формул, невысокого о ней мнения. Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт...»
Белоусов и его единомышленники, если хотите, стремятся, чтобы Моцарт выжил в каждом. И это у них получается! Едва ли не все исследователи старостаничного опыта сходятся в том, что успеваемость в здешних школах заметно повысилась, а сами они поднялись в уровне обучения. И вот станичная десятилетка признается сначала «Школой года», потом «Школой века». И носит такая тенденция устойчивый характер.
Вроде нагрузка на детей возросла, но им это не в тягость. Не случайно же после четвертого класса, когда занятия вокалом, танцами и театральным мастерством в стенах Центра перестают быть обязательными, они продолжают ходить на занятия уже добровольно. Более половины всех выпускников начальных, классов, перейдя в среднюю школу, Центр не покидают.
И именно из этих детей потом вырастают настоящие и успешные люди. Оканчивая школу с высокими результатами, они становятся студентами. Не обязательно творческих вузов, но всегда – активными и творческими личностями. Эти качества у них сохраняются и продолжают развиваться в дальнейшей жизни.
Здешние ребята умеют побеждать. А главное – умеют трудиться ради побед.
Оттого и рукоплескали арены Олимпиады в Сочи танцорам и певцам ансамблей «Изюминка Дона» и «Станица». И их солистам: братьям Евгению и Константину Романенко, Артему Мартиросяну, получившему тогда губернаторскую стипендию, Виктории Карманчиковой и Елене Домаревой. Оттого перевалило за тысячу число юных хуторян, в разное время завоевывавших призы и дипломы международных, всероссийских и областных конкурсов. Выступали ребята из Старой Станицы и этим летом на ростовских площадках чемпионата мира по футболу. Дали двухчасовой концерт перед матчем Бразилия – Швеция.
С 1978 года старостаничный Центр окончили свыше двух тысяч детей. Не будет преувеличением сказать, что во многом их жизнь «сделал» Центр. Каждый стал личностью. И – Человеком.
Видео Владимира АПАРИНА