Их рассказывает путешественник и сказитель Дмитрий Гайдук

С программами, составленными из этих сказок, он выступает в разных городах. Один из его гастрольных туров проходил через донскую столицу. Мы встретились с Дмитрием Гайдуком накануне его выступления в художественной галерее «Ростов».

– Материал для своих сказок вы черпаете не только из древних сказаний, но также из общения с индийцами и даже из рассказов приезжающих в Индию иностранных туристов. Взгляд местных на йогов отличается от отношения к йогам туристов?

– Для иностранных туристов йог – это экзотика со знаком плюс. Отношение индийцев к йогам не одинаково. Они знают, что йоги бывают разные. Вы можете услышать от них о йогах – добрых волшебниках и йогах – злых колдунах, йогах фальшивых и настоящих. «Йоги? Да это же сумасшедшие!» – и такое определение в Индии не редкость.

– Если йогов считают злыми колдунами, то их, наверное, и побаиваются?

– Многие в Индии уверены, что если йог кого-то проклянет, то случится что-то ужасное. Поэтому их стараются не провоцировать. Особенно если это – агхори, про которых рассказывают, что они кормятся оставшимися после кремации останками.

– Но есть йоги, к которым относятся с почтением, обращаются за советом?

– Есть такие старцы. Они, как правило, живут в горах. К сожалению, моя встреча с одним из них обернулась разочарованием. Обкуренный старик. Слова внятно не мог сказать.

– На афише вашей программы – изображение йога в момент левитации, оторвавшегося от земли. Правда, изображение юмористическое. В реальности вам приходилось в Индии быть свидетелем подобных чудес?

– Летающих людей не видел. Но если я чего-то не видел, это не означает, что этого не может быть.

– Ваши собственные взгляды на йогов претерпевали изменения?

– Мои иллюзии еще в 1980-х годах развеял один индийский студент, который сказал с возмущением и обидой: «Мы спутники запускаем, больше всех в мире стали производим, а вы только этими мракобесами интересуетесь».

Меня больше интересуют истории про йогов, чем их реальные проявления.

– Чтобы встретить в Индии йога, надо сильно постараться, или туристу достаточно всего лишь недалеко отойти от отеля?

– Йоги в Индии повсюду.

– Однажды меня поразили данные, которые привел какой-то научно-популярный журнал. Там сообщалось, что средняя продолжительность жизни йогов составляет 49 лет. Это было в то время, когда йога только набирала у нас популярность, с ней связывали надежды на долголетие. Индийские йоги действительно далеко не долгожители?

– Я такой статистикой не располагаю. Но йоги не стремятся к долголетию, не мечтают о бессмертии плоти. Стремятся они к мокше. К тому, чтобы перестать рождаться в материальном мире.

– В Индии по сей день сильна вера в реинкарнацию?

– Ежегодно регистрируется до ста случаев, когда люди заявляют, что узнали кого-то, с кем были знакомы в своем прошлом рождении. Для изучения этих ситуаций создаются специальные комиссии, об этом рассказывают в СМИ.

– Маршрут вашего восьмого путешествия по Индии проходил через всю эту большую страну. Путешествие вы совершали в одиночку?

– У нас была группа из двенадцати человек – в основном москвичей и питерцев. Мы прошли Индию путем царевича Рамы – с севера на юг, и дальше – на Шри Ланку.

– От маршрута Рамы старались не отклоняться?

– В целом – да, однако заехали на водопад, хотя Рама там не бывал.

– Индия – это, конечно не Арктика. И все-таки были в вашей группе люди, для которых это путешествие стало суровым и, может быть, даже невыносимым испытанием?

– Четверо откололись сразу. Не ожидали, что будет такая жесть – поездка в общем вагоне поезда. Общий вагон в Индии – это примерно, как у нас автобус системы городского общественного транспорта. Только есть еще и верхние полки, на которых тоже кто-то сидит. Кондиционеры отсутствуют…

– Но вы собираетесь в Индию еще и в девятый раз?

– Индия – это страна, путешествовать по которой можно бесконечно.

– Вы бывали и в той Индии, куда туристы заглядывают редко. Как относятся там к человеку с другим цветом кожи?

– По-разному. Кто-то считает, что он приносит удачу. Кто-то – наоборот. Настолько наоборот, что могут и камнем кинуть. Для кого-то цвет кожи совершенно не существенен.

– Какой ассоциативный ряд возникает у индийцев, когда узнают, что перед ними – человек из России? Матрешка, балалайка, водка или что?

– Я не уверен, что у многих индийцев он в этот момент возникает. Чаще всего в таких случаях, пожалуй, можно услышать: «Ленин!»

– А имя Рериха?

– Это если на севере Индии. Тогда – возможно.

– В путешествиях вам доводилось выступать в роли сказителя?

– Рассказывал сказки на Гоа, когда оказалось, что деньги закончились раньше, чем срок визы.

– Кто пришел послушать?

– Русскоязычные туристы.

В финале разговора Дмитрий Гайдук рассказал философскую индийскую сказку. Она о том, как появилась ахимса – принцип «Не навреди!», распространяющийся на все живое.

Перескажу вкратце. Когда-то жители этой страны ни к каким живым существам жалости не знали. Свинью могли зарубить только для того, чтобы проверить остроту сабли.

В эти стародавние времена жил в Индии учитель, который своим умом дошел до того, что приносить вред живым существам – страшный грех.

Большой популярностью его учение не пользовалось, учеников у него было немного. Человек двадцать, – мизер в сравнении с его коллегами.

Зато эти двадцать были верными его последователями: кусающих их комаров не давили, даже блох с себя не сбрасывали, а увидят на дороге червяка – поднимут бережно, перенесут на травку.

Так продолжалось долго, но однажды постаревший учитель сказал, что много лет учил их жить, не обижая мухи, а теперь сам же просит нарушить главный завет.

Ученики были потрясены. Но один из них поклялся пойти на все ради любимого учителя. Даже убить человека – только пусть учитель назовет, кого. Учитель назвал себя.

Он объяснил это тем, что накануне общался с богами, и они сообщили о скором завершении его земного пути. Учитель спросил у богов, кем предстоит ему теперь родиться, и они ответили, что свиньей. А ему очень не хочется свиньей. Потому и просит ученика зайти после его кончины на задний двор и зарубить поросенка, которого там увидит.

В указанный богами срок учитель испустил дух, и ученик собрался выполнить его страшную просьбу. Но как только он взмахнул саблей над поросенком, тот взмолил человеческим голосом о пощаде.

Удивился ученик, напомнил перевоплотившемуся в поросенка учителю, что тот сам просил избавить его от этого ужаса.

– Я не знал, что быть поросенком так приятно, – ответил учитель.

Скоро поросенок вырос в кабана, не утратив при этом дара человеческой речи. Он продолжал ходить по Индии в окружении вернувшихся к нему учеников и проповедовать ахимсу. Теперь за ними следовали уже целые толпы народа. Потому что проповедующих учителей много, а говорящий кабан, возможно, во всем свете один.

– Смысл этой притчи в том, что боги лучше человека знают, что ему во благо? – спросила сказителя девушка, присоединившаяся к разговору.

Он загадочно улыбнулся, допуская возможность разных толкований этой древней истории.