В «Шолохов-центре» – необычная выставка, посвященная 100-летию Верхнедонского восстания казаков

Погружение во времена Верхнедонского восстания.
Выставка «Не осудите, братья, брата» «перекроила» экспозиционные залы. Открываешь дверь – и словно оказываешься в лабиринте. Это впечатление усиливается, если становишься участником театрализованной экскурсии.

На стенах этого лабиринта – увеличенные иллюстрации к роману «Тихий Дон», фотопортреты прототипов шолоховских героев, а также тех белых и красных, которые живут на страницах этой книги под своими настоящими именами. Еще – судьбоносные документы, лозунги повстанцев, фрагменты из «Тихого Дона». К примеру, этот: «Полой водой взбугрилось и разлилось восстание, затопило всё Обдонье, задонские степные края на четыреста верст в окружности. Двадцать пять тысяч казаков сели на конь. Десять тысяч пехоты выстачили хутора Верхне-Донского округа».

И театрализованная экскурсия начинается с чтения отрывков из «Тихого Дона». С того момента, как встретили на Дону известие о взятии в столице власти большевиками, как атаман Каледин предложил Временному правительству переехать на Дон и отсюда управлять государством. Словом, с тех глав, в которых показано, как вызревало Верхнедонское восстание, что ему предшествовало.

 В руках у двух молодых актрис, одетых по донской казачьей моде начала прошлого века, томики «Тихого Дона». У одной вся книга в красных закладках, у другой – в белых. 

Потом, когда экскурсионный поток разделится, закладки-ленточки раздадут экскурсантам. Поначалу, пожалуй, больше радости на лицах тех, кому достались белые. Однако к концу экскурсии уже другие эмоции. Этому способствуют разыгранные другими артистами драматические сцены из «Тихого Дона», когда на глазах экскурсантов от рук красных гибнут белые, от рук белых – красные. И каждый перед гибелью убежден, что не пожалел себя ради лучшей жизни и процветания Донского края…

По стенам этого лабиринта прочерчены две тонкие полосы – белая и красная. Это – словно напоминание о нашивках участников Верхнедонского восстания. Был ли в таком цветовом сочетании, по крайней мере поначалу, особый смысл – спорный вопрос. В своих воззваниях казаки-повстанцы уверяли, что они не против Советской власти и Советской России, но против коммунистов, грабежей и расстрелов.

– Отличался он слабохарактерностью, и не ему бы править мятежным округом в такое буревое время, но тянулись к нему казаки за простоту и обходительность.

Первые шолоховские издания.
Первые шолоховские издания.

Это артисты-экскурсоводы рассказывают словами Шолохова о Павле Кудинове, командующем объединенными силами Верхнедонского казачьего восстания, полном георгиевском кавалере. 

Павел Кудинов, как большинство его сподвижников тогда и ряд наших современников теперь, пребывал в уверенности, что поднявшие Верхнедонское восстание казаки победили.

В начале июня 1919 года (по новому стилю) повстанцы влились в Донскую армию. Она, в свою очередь, уже входила в состав Вооруженных сил Юга России, которыми командовал Деникин. «Славные орлы, – обращался Кудинов к бойцам в последнем своем приказе, – вы теперь подчинены другим руководителям, более достойным вас, а потому прощайте, братья-повстанцы, бессмертные верхнедонцы!»

Вскоре Павел Назарьевич Кудинов слег с тифом, а оправившись после болезни, был назначен дежурным офицером штаба Донской армии.

В эмиграции жил в Болгарии, Турции, Румынии. Когда ему в руки попал роман «Тихий Дон», читал взахлеб, рыдая над страницами «полынно-горькой» правды о Верхнедонском восстании.

В 1938 году Кудинов претерпел от болгарских властей за связь с советским атташе, а в 1944-м его арестовал СМЕРШ и этапировал в СССР. За участие в Гражданской войне на стороне антикоммунистов Кудинов получил десять лет лагерей. После освобождения ему разрешили побывать на родной донской земле. Прежде чем вернуться в Болгарию, Кудинов заехал в Вешенскую. Мечтал встретиться с Шолоховым, но не сбылось.

В витринах выставки «Не осудите, братья, брата» есть и воспоминания Кудинова, написанные в эмиграции.

Эта выставка состоит из экспонатов, которые входят в коллекции трех музеев: Шолоховского, Новочеркасского истории донского казачества и Ростовского краеведческого.

К примеру, Новочеркасский музей демонстрирует здесь целый ряд настоящих реликвий. Среди них – шашка и портупея легендарного белого партизана Василия Чернецова (Чернецов – один из героев этой театрализованной экскурсии), картины Митрофана Грекова, написанные по горячим следам Гражданской войны на Дону. В соседнем повороте лабиринта – шинель одного из сподвижников Михаила Кривошлыкова. (Кривошлыкову, который сегодня скорее в антигероях, тоже посвящен эмоциональный эпизод экскурсии: звучит его монолог, полный искренней веры в идеалы революции).

 А еще новочеркассцы передали на выставку загадочный сувенир: пирамидка, сделанная из боевых патронов. Кому она предназначалась и по какому случаю, кто автор, – неизвестно и вряд ли когда-нибудь будет разгадано.

В числе первых посетителей этой выставки – преподаватель русского языка и литературы ростовской школы №60 Наталья Кисель. Собирается привести сюда своих учеников. Потому что уверена: драма гражданской войны должна быть прочувствована каждым.

Время работы выставки «Не осудите, братья, брата» почти совпадает с периодом Верхнедонского восстания. Она открылась в тот день, когда верхнедонцы легко одержали свою первую победу, взяв власть в хуторе Шумилине, а завершится 26 мая. Театрализованные экскурсии будут проводиться по предварительной записи.