Они подкарауливают зрителей спектакля-бродилки

Сталкер (Игорь ПАЩЕНКО) и его молодая спутница предупредили нас о призраках.
Обычно призраки появляются ночью, но эти – дневные. Нам встретились часа за три до захода солнца.

Дело было так. Записалась я на квест-экскурсию «По следам господина Ч.». Ее маршрут – по Таганрогскому Чеховскому мемориальному театру: известным всем зрителям «тропам»  и нехоженному ими закулисью.

И вот заходим с группой экскурсантов в театральное фойе, а там нас ожидают импозантный господин средних лет  и его молодая спутница. Оба одеты по моде того времени, когда в этих стенах  еще гимназистом бывал будущий великий писатель Антон Павлович Чехов.

Только этот господин – то ли гид, то ли сталкер – успевает рассказать о таганрогских купцах, благодаря которым данный  храм Мельпомены вырос в кратчайший срок, и пригласить в зрительный зал, созданный по образу и подобию Миланской оперы, как совсем рядом раздаются чьи-то голоса.

Голоса совсем не замогильные. Напротив, звонкие, живые. И все же это и есть те духи, о существовании которых предупреждал нас сталкер. Он же обмолвился, что называют их здесь «чехонте».

Странное для призраков название может быть объяснено их нетипичным для инфернальных сущностей поведением. Они принимают облик артистов этого театра и с явным удовольствием инсценируют веселые чеховские рассказы. «Чехонте» – это, как известно, один из псевдонимов Антона Павловича. Как раз того периода, когда такие веселые истории легко и в большом количестве выходили из-под его пера.

«Чехонте» хотя и незлые призраки, с артистическими наклонностями, однако  вредность, присущая инфернальным сущностям, сидит и в них. Пока экскурсанты не назовут название рассказа, который они только что разыграли, ни за что не покажутся в обличье уже других чеховских персонажей. Да и сталкеру вести группу дальше не позволят.

К счастью, блеснув актерским мастерством, призраки-чехонте исчезают в театральных лабиринтах, а сталкер в трудных случаях помогает экскурсантам ассоциативными подсказками.

Призраки-чехонте подкарауливали нас возле главной лестницы, на сцене, в фойе и рядом с грим-уборными. Само собой – в театральном подземелье, под сценой. Вернее, под ее поворотным кругом. То пугали пистолетными выстрелами, то услаждали слух пением под аккомпанемент на гитаре.

Самые отчаянные из нашего отряда храбро распахнули дверь, ведущую в бывшую оркестровую  яму. Первоначально ведь этот театр был скорее оперный, чем драматический. А раз оперный, то как же без места для музыкантов?..

Призраков в этом помещении, больше похожем сегодня на подсобку, не оказалось. По крайней мере, они не материализовались. А сталкер сообщил, что в случае необходимости оркестровой яме можно вернуть ее прежнюю функцию. В истории театра такое бывало.

Экскурсанты заметили, что в стороне от нашего маршрута остался почему-то буфет. Как выяснилось, это столь желанное для многих зрителей помещение в Чеховском театре отсутствует. 

Сей факт не помешал нам после почти полуторачасового квеста отведать любимый пирог Антона Павловича Чехова.

Экскурсанты терялись в догадках, с какой же он начинкой? С вишневым вареньем? Абрикосами? Яблочный?

Порцию пирога получили все –  независимо  от точности ответа. Потому что тут условия выдвигают уже не призраки театра, а команда Таганрогского городского туристического центра ANYTICKET. Именно с ее легкой руки и появился этот уникальный спектакль-квест.

Рассказывают, что художественный руководитель Чеховского мемориального театра Сергей Герт  не вмиг согласился на предложение сделать закулисье территорией квеста. Он убежден, что в театре всегда должна оставаться тайна. Добро на спектакль-бродилку все же дал, однако обозначил запретную зону: репетиционный зал.

На роль  главного призрака-чехонте  утвердили одного из ведущих артистов театра Сергея Баринова. А он уже сформировал команду других духов – своих партнеров и помощников.

Днем они появляются потому, что для театра, где утром – репетиции, а вечером – спектакли, это время – самое удобное.

Может показаться, что этот таганрогский проект похож на тот, который уже не одно десятилетие  привлекает  жителей и гостей донской столицы. Я имею в виду спектакль «Гамлет» в Ростовском молодежном академическом театре. Но сходство – в самых общих чертах. 

Во время спектакля  «Гамлет» зрители, как и здесь,  путешествуют по театру,  могут станцевать вместе с шекспировскими персонажами, поднять вместе с ними бокал вина. Но все же это лишь способ погружения в эпоху, в мир шекспировских героев. 

«По следам господина Ч.»  – это спектакль плюс квест-экскурсия. Призраки разыгрывают веселые чеховские сюжеты, сталкер рассказывает увлекательные истории из жизни Таганрога и его театра, не забывая о знаменитых уроженцах этого приморского города.

Как оказалось, сталкер вовсе не хранит инкогнито. Да и вряд ли это возможно. В Таганроге многие знают его в лицо. Это – краевед, автор книг о прошлом Таганрога, артист молодежного театра «САД» Игорь Пащенко.

– Квестом-экскурсией «По следам господина Ч.» мы отметили в этом году день рождения Антона Павловича, – говорит он. –  По числу откликов и количеству желающих пройти по Чеховскому мемориальному театру тем же путем поняли, что дело требует продолжения.

Спектакли-бродилки по Чеховскому театру  точь-в-точь  один на другой   не похожи. Ведь и призраки-чехонте, и сталкер разнообразят их новыми эпизодами.