В Ростовском областном музее изобразительных искусств – выставка портретов известных российских артистов

Художники идут в театр

В ДОНСКУЮ СТОЛИЦУ приехала выставка «Актеры и роли». Это – портреты заслуженных и народных артистов России и даже СССР, которых большинство зрителей, особенно в регионах, знают благодаря кино. Однако сами эти мастера главным делом своей жизни называют, как правило, театр.

В своих лучших театральных образах запечатлены Вера Васильева и Юрий Соломин, Сергей Маковецкий и Юлия Рутберг, Алена Бабенко и Борис Клюев, Лидия Вележева и Алексей Гуськов. А еще здесь портреты Ирины Купченко, Андрея Ильина, Виктора Сухорукова, Алины Покровской, Ивана Краско – всего 50 узнаваемых лиц и громких имен. 

Нынешняя выставка «Актеры и роли» – это часть проекта московской художественной галереи «Золотой плес». Вот что рассказывает о нем «Нашему времени» директор «Золотого плеса» Игорь КУЧЕРЕНКО:

– Этот проект развивается с 2003 года, когда мы решили создать своеобразную антологию «Театр в живописи», сделать сто живописных портретов выдающихся российских артистов. На сегодняшний день в этом собрании уже 70 работ.

Первоначально предполагалось, что это будут портреты артистов в сценических образах из спектаклей по произведениям Чехова, Пушкина, Тургенева, Достоевского, Островского, – словом, русской классики. К сожалению, следовать этому замыслу удается не всегда: не все артисты, портреты которых мы бы хотели включить в эту антологию, заняты в таких спектаклях. 

– В анонсах выставки можно было прочесть, что «поддержку проекту оказывают» – и дальше список московских и питерских театров. Под оказанием поддержки понимается заказ театров на портреты своих звезд?

– Ни в коем случае. Речь о создании условий для нашей выездной студии. Знаменитые артисты – очень занятые люди. У них такое плотное расписание, что в нем очень трудно найти «окно» для сеанса в мастерской художника. Поэтому не артисты приходят в мастерскую, а наши художники идут в театр к артистам. Артисты гримируются и одеваются, как для спектакля. На сцене устанавливают необходимое освещение.

– Художник предварительно смотрит спектакль с участием своей портретируемой знаменитости?

– Это было бы идеально, но так складывается не всегда. Хочу обратить внимание: все портреты данного проекта исключительно натурные, написаны за один сеанс. При этом портрет артиста с натуры пишут одновременно два-три художника нашей студии – каждый со своего ракурса. Перед началом сеанса артист рассказывает им о своем герое, о мизансцене, в которой предстанет перед художниками, о связанных с ней эмоциями и мыслями.

Мария Аронова у нас изображена в образе Екатерины Великой из спектакля «Царская охота». Время ее правления завершается, императрица чувствует это. Екатерину Великую терзают мысли о том, кто же станет продолжателем ее курса, кому передать бразды правления? Достойного преемника у нее нет, и в очах императрицы дрожит слеза.

Так Мария Аронова играет эту мизансцену, так – со слезой во взоре – она и позировала. Целых три часа.

– Во время сеанса с натуры портрет артиста пишут как минимум два художника. Кто решает, чей из них – лучше, достоин доработки в мастерской и включения в коллекцию?

– Обычно это в нашей галерее решается с участием художников сообща.

– Но без участия артистов?

– Они видят уже конечный результат. Интересный случай произошел с Валерием Бариновым, который позировал в образе чеховского персонажа (спектакль «Скрипка Ротшильда»). Увидев этот портрет, артист сказал, что на нем запечатлен такой оттенок эмоции, такая краска, которую в работе над этой ролью он еще не использовал, но теперь подумает о ней.

– Бывает, что артист от участия в этом проекте отказывается

– За пятнадцать лет это было только один раз. Известный артист, которому мы предложили сотрудничество, сказал, что на данный момент у него нет в театре такой роли, память о которой хотелось бы сохранить на холсте.

– Понравившиеся портреты артисты просят выкупить?

– Оригиналы не продаем, они участвуют в наших выставках, но каждый артист получает в подарок копию своего портрета. Она такого качества, что только большому специалисту под силу отличить ее от оригинала.

Спасибо проекту за наших

Галерея «Золотой плес» привезла в Ростов 50 портретов, но на выставке их на два больше. Объясняется это арифметическое чудо просто: два холста – из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств. Это портреты кисти Арсения Чернышева и Алексея Курманаевского.

Работа Арсения Чернышева датирована серединой прошлого века. На ней – актриса Нина Подовалова. Она из того легендарного курса ГИТИСа, выпускники которого приехали в Таганрог в 1944 году. Нина Подовалова работала на сценах разных городов, получила признание в России и на Украине, завершила свою творческую карьеру в Москве. Чернышев изобразил ее в тот период, когда она блистала на сцене Ростовского драмтеатра.

Портрет Михаила Бушнова работы Алексея Курманаевского.
Портрет Михаила Бушнова работы Алексея Курманаевского.

Время создания второго холста – начало уже нынешнего века. Его герой – патриарх донской сцены, народный артист СССР Михаил Бушнов. Вскоре после получения национальной премии «Золотая маска»

Великолепные портреты! Отрадно, что у зрителей появился шанс еще раз их увидеть.

Если добавить к этому, что среди холстов галереи «Золотой плес» два портрета наших земляков – ростовчанки Евгении Глушенко и таганрожца Виктора Добронравова, то получится, что выставка «Актеры и роли» еще и с донским региональным компонентом. 

Выставка «Актеры и роли» будет работать по 28 апреля.