В Донской публичной библиотеке состоялась творческая встреча с народной артисткой России Татьяной ШКРАБАК

НАЧАЛАСЬ встреча довольно неожиданно и для зрителей, и для самой актрисы. С показа фрагмента «Тарарабумбии» – одного из первых спектаклей известного ныне режиссера, а тогда вчерашнего студента Кирилла Серебренникова.

Эти редкие кадры постановки по произведениям Чехова – сюрприз от Александра Пхиды, ведущего программ ДГПБ, посвященных Году театра.

В публикациях о Татьяне Сергеевне Шкрабак можно встретить определение «любимая артистка Кирилла Серебренникова». На этом вечере Татьяна Сергеевна рассказала, по просьбе зрителей, о знакомстве с будущей знаменитостью.

Однажды актрисе привезли из Москвы своего рода «гостинец» от бывшего главного режиссера Ростовского академического драмтеатра им. М. Горького Юрия Ерёмина. Кстати, именно Ерёмину ростовские зрители обязаны своим счастьем вот уже не одно десятилетие видеть Татьяну Шкрабак в постановках этого театра. Ведь в ответ на его приглашение Шкрабак и переехала из родного Саратова в Ростов.

«Гостинцем» от Ерёмина стала пьеса. Современная, непривычная. Словно для нее написанная. В академическом драмтеатре такую не поставили бы тогда даже в порядке эксперимента.

Но в Ростове в то время появился театр, с которым Татьяна Шкрабак как раз начала сотрудничать, – первый на Дону частный театр «Ангажемент».

Имя Серебренникова актриса услышала впервые, когда размышляла с коллегами, кто бы мог поставить в «Ангажементе» ереминскую пьесу. Вернее, даже так: кто-то упомянул о парне с физфака РГУ, который делает в студенческой студии какие-то удивительные постановки.

Пошли на этого парня или, вернее, на его театральные опыты посмотреть. Показалось интересно. Решили, что с постановкой в «Ангажементе» этот парень справится.

– Работали мы в замечательной атмосфере, – улыбается Татьяна Сергеевна. – Кирилл совмещал репетиции с подготовкой к выпускным экзаменам. Ему отлично удавалось и то, и другое.

Он поставил в «Ангажементе» несколько спектаклей. В их числе и «Тарарабумбию».

– Одним из Ваших бенефисов стал спектакль «Королева», в котором Вы сыграли Елизавету Английскую. Вам нравятся роли женщин на троне, при власти?

– Королевствовать скучно. Интересны остро характерные роли. Как, к примеру, Анисья Кирилловна Балакирева в «Шуте Балакиреве». Ох, сколько всего в этом характере намешано!

Перед многими артистами в определенный момент встает проблема возраста, которая сильно мешает жить и работать. Только вроде и сами были молодые, и играли молодых, и вдруг все так переменилось… Многим трудно принять себя другими. Такими, которыми стали после того, как молодость прошла.

Мне в этом повезло: я давно начала играть женщин в летах. И в пьесах Островского, и других авторов мои героини бывали старше меня. И мне это даже нравилось. Возрастные характерные роли – это же богатейший материал для работы на сцене! Это так здорово!

– У Вас эмоционально затратная профессия. Помогают ли книги, художественная литература восстанавливать энергетический баланс?

– Я так не формулирую, но книги – да, они – помощники. Сейчас читаю Паустовского. Паустовский вообще оказался важным для меня автором. С его рассказами связан мой первый успех у зрителей. Это было в школьные годы. Читала его рассказы на каких-то школьных вечерах. Потом – на вступительных экзаменах, когда решила, что буду артисткой. Столько лет прошло с тех пор, но взяла книгу Паустовского и нашла в ней созвучие уже нынешнему своему состоянию души.

– А кто из авторов кажется Вам наиболее актуальным для современного театра?

– В театре все зависит от того, как режиссер прочтет пьесу и что в ней увидит. Поэтому самыми актуальными по-прежнему бывают Шекспир и Чехов.

– От чего зависит долгая жизнь спектакля?

– Не знаю. В этом всегда присутствует какая-то загадка. Вот идет у нас спектакль по комедии Лопе де Веги «Хитроумная влюбленная». Его поставил лет пятнадцать назад наш тогдашний художественный руководитель Николай Евгеньевич Сорокин. Уже не один раз поменялись в нем мои молодые партнеры, а я все так и играю свою возрастную Белису. Мне хорошо существовать в этом пространстве. И другим, думаю, хорошо. И если по сей день полные залы – значит хорошо и зрителям. А как это получается с одним спектаклем и почему не выходит с другим, в который вкладываешь не меньше сил и души, – кто скажет?..

– Недавно на канале НТВ прошел сериал «Юристы», в котором Вы участвовали. Как показался Вам киноопыт?

– Он у меня не первый, хотя специально в кастингах никогда не участвовала. Я и в этом бы не участвовала – уговорили! Поскольку кастинг проходил в стенах нашего театра, я согласилась. Ожидать ответа после кастинга не пришлось. Режиссер тут же мне сказал: «До встречи на съемочной площадке».

Фильмы, сериалы особенно, делаются сейчас очень быстро. От артиста, играющего в кино, требуется очень высокая сосредоточенность и собранность. Ведь с текстом, который надо выучить, бывает, знакомишься по дороге на съемочную площадку. Потому что этот твой отрывок только что написали…

И все-таки, несмотря ни на что, киносъемка – это драйв! Очень интересный опыт. Но театр – это театр. Это – особое. Не стоит и сравнивать.

НА ВСТРЕЧУ с Татьяной Шкрабак пришли и студенты, будущие ее коллеги. 

– Что бы посоветовали Вы тому, кто решил связать свою жизнь со сценой? – спросил один из ребят.

– Настроиться на сумасшедшую самоотдачу. На то, что сколько бы ни было у тебя заслуг, на первую репетицию приходишь, как первый раз в первый класс. А если с ощущением своей значимости – дело кончится провалом.

– Бывало, что Вам хотелось уйти из театра навсегда? Что Вы делаете, когда случается депрессия?

– Как бы в жизни ни складывалось, я ни минуты не думала о том, чтобы бросить театр. Настроение случается разное. Что, говорите, делать, если депрессия? А возьмите себя в руки, и депрессию эту – в дальний угол! Так, чтобы дальше гримерки ее и не пускать.