II Международный фестиваль балета им. Ольги Спесивцевой открылся премьерой балета «Эсмеральда» в Ростовском музыкальном театре. Он создан по мотивам романа Гюго «Собор Парижской Богоматери».





В роли Эсмеральды – Мари ИТО.

Величественные декорации художника-постановщика Вячеслава Окунева, великолепные костюмы, таинственный свет – все это превращает происходящее на сцене в череду выразительных живых картин.

Есть зрители, которых всегда интересует, почему театр взялся за постановку данного произведения, а не какого-то другого. Если кто-то думает, что на этот выбор повлиял пожар в Нотр-Дам-де-Пари, который вновь привлек внимание всего мира к этому архитектурному чуду Средневековья, то сильно заблуждается. Работа над спектаклем началась в Ростове задолго до этого чрезвычайного события.

Ростовский музыкальный театр решил представить балет в той версии, которую в середине прошлого века балетмейстеры Владимир Бурмейстер и Василий Тихомиров создали для Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Причем речь не только о музыкально-хореографических особенностях, но и о трактовке образов, выборе сюжетных доминант.

Вообще, у балета «Эсмеральда» на музыку Цезаря Пуни – интересная история. Итальянец Пуни написал его на либретто француза Перро, когда оба жили в Лондоне и работали по контракту.

3.jpg

Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» – это пронзающая драма, прихотливое переплетение сюжетных линий: у молодой француженки Гудулы цыгане похищают дочку, а ей подбрасывают какое-то маленькое чудище. Мать лишается от горя рассудка. Ее дочка Эсмеральда, выросшая у цыган, становится пленительной уличной танцовщицей, в которую трудно не влюбиться. И в нее влюб­ляются и уродливый звонарь Нотр-Дама Квазимодо – то самое чудище, от которого отпрянула когда-то Гудула, и воспитавший его архидьякон собора Фролло. Ею увлекается капитан королевских стрелков Феб. Эсмеральда готова отдать свое сердце Фебу. Фролло ревнует, от ревности идет на преступление, в котором обвиняют Эсмеральду и приговаривают к смерти. Квазимодо безуспешно пытается спасти безвинную девушку. Таков сюжет романа в очень-очень кратком изложении.

Но во Франции все Перро, наверно, сказочники… Вот и балетмейстер Жюль Перро придумал такое либретто, что зло было в этой истории наказано, а Эсмеральда соединялась с Фебом. Постановка имела в Лондоне большой успех.

Такую «Эсмеральду» впервые увидели и в Санкт-Петербурге, когда и Перро и Пуни приехали работать в Россию.

Однако со временем новые постановщики во всем мире стали вносить в этот балет изменения. К примеру, партию Эсмеральды танцевала уроженка Ростова, звезда русского балета Ольга Спесивцева. Считается, что образ Эсмеральды был большой удачей Спесивцевой. Но рисунок ее танца отличался и от первоначального, и от того, который можно увидеть сегодня на ростовской сцене.

На афише «Эсмеральды» в Ростовском музыкальном театре стоят имена трех композиторов. Это Цезарь Пуни, Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. Объясняется данное обстоятельство тем, что Глиэр и Василенко, каждый в свое время, сделали существенные добавления в партитуру балета. Пуни ведь писал музыку почти что к сказке. Когда в либретто «Эсмеральды» стали возвращаться суровость и печаль романа Гюго, потребовалось и в партитуру добавить новые краски.

Ростовский музыкальный театр в изданном к премьере «Эсмеральды» буклете напоминает, как описывал Гюго главных героев «Собора Парижской Богоматери». И, надо сказать, что портреты, созданные артистами не только танцем, но и игрой драматической, во многом соответствуют замыслу писателя.

Поставили «Эсмеральду» в Ростове народная артистка СССР Маргарита Дроздова и народный артист России Михаил Крапивин (Москва).

Этим летом Ростовский музыкальный театр покажет свою «Эсмеральду» на исторической сцене Большого театра.